В истории Великой Отечественной войны достаточно много малоизвестных страниц. На одной из них оставили след ямальские оленеводы и олени.

Заполярная кавалерия

Карельский фронт, действовавший на территории Карелии и Заполярья, – самый протяженный из всех фронтов Великой Отечественной. Он существовал почти три года начиная с августа 41-го и оказался единственным, на одном из участков которого немцы не смогли преодолеть государственную границу СССР. В героических событиях тех лет непосредственное участие принимали советские оленеводы со своими оленьими упряжками.

Необходимость в таких необычных подразделениях была обусловлена тем, что в условиях тундры никакая техника пройти не могла, а на передовую необходимо доставлять грузы, в тыл – отправлять раненых. Собачьи упряжки здесь не годились – слишком малосильные. Выходило, что только олени могли справиться с такой задачей.

В октябре 1941 года Архангельский обком ВКП(б) обратился в Ставку Верховного главнокомандования с предложением использовать северных оленей для организации транспортных перевозок (подобный опыт был во время Финской войны), и уже 20 ноября Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны о поставках в армию 10 тыс. голов ездовых оленей с соответствующим количеством каюров, нарт, инвентаря и упряжи.

В первую военную зиму во всех дивизиях 14-й армии Северного флота начали создаваться уникальные оленно-транспортные подразделения, в которых служили ненцы, коми и саамы.

Плюсов у оленного транспорта было много: быстрый ход даже по бездорожью, самообеспечение – корм фактически под ногами у животных. К тому же олени практически бесшумны, и даже если животное ранено, оно не издаст ни звука, что очень ценно для разведки. 

Первое время фашисты не воспринимали всерьез оленно-транспортные эшелоны, но когда поняли, что в условиях Заполярья олень – самый главный транспорт, вражеские летчики открыли за животными настоящую охоту. Каюрам приходилось прятать оленей в лесах, в ямах, где те сутки могли спокойно беззвучно простоять, не выдавая себя.

В основном оленеводов призывали из Ненецкого автономного округа, но были в рядах оленно-транспортных подразделений и ямальцы, о чем упоминает в своем очерке, опубликованном в 1942 году в газете «Красная звезда» и повествующем о том, как воет «заполярная кавалерия», поэт и военный корреспондент Константин Симонов. 

За время боевых действий в Заполярье олени доставили к местам боев более 17 тыс. тонн боеприпасов и других грузов, перевезли на оперативные задания около 8 тыс. солдат и офицеров, транспортировали с поля боя более 
10 тыс. раненых и больных.