Два года назад, когда на Ямале был запущен окружной проект ЕРИЦ (единого расчетно-информационного центра), люди вздохнули с облегчением: наконец-то больше не нужно будет мотаться по всему городу с платежами-справками-выписками – все теперь можно будет оплатить и получить в одном месте. Однако... 

Такое долгожданное "единое окно"

Два года назад, когда на Ямале был запущен окружной проект ЕРИЦ (единого расчетно-информационного центра), люди вздохнули с облегчением: наконец-то больше не нужно будет мотаться по всему городу с платежами-справками-выписками – все теперь можно будет оплатить и получить в одном месте. Однако... 
 
В Губкинском до сих пор единый расчетно-информационный центр не заработал в полную мощность. Возможности таких центров огромны: здесь граждане вносят все коммунальные платежи, получают всевозможные справки, консультации, во многих регионах в ЕРИЦ можно составить с помощью юриста нужный договор, подключить Интернет и кабельное телевидение, заменить медицинский полис и так далее. В нашем же современном, продвинутом во многих отношениях городе по-прежнему нужно бить ноги, тратить массу времени, чтобы получить или оплатить какие-либо услуги. 
 
А все потому, что те, кто эти услуги предоставляет, не торопятся под крышу единого центра: на сегодняшний день с губкинским филиалом ЕРИЦ договор заключила только одна организация – ОАО "Ямалкоммунэнерго", соответственно, оплатить в кассе центра можно только счета за потребление воды и отопление, можно еще получить справку об отсутствии задолженности по этим платежам.
 
На фоне такой пассивности поставщиков услуг населению коллектив губкинского филиала ЕРИЦ всячески старается выстроить свою работу так, чтобы людям было удобно: в отличие от ряда других ямальских филиалов здесь никогда не закрываются на время подготовки ежемесячных отчетов, кассы работают даже в субботу; в обеих кассах – в четвертом микрорайоне (д. 20, рядом с управлением по труду и социальной защите населения) и во втором (д. 35, бывшее здание МУ "ГУЖГ"), установлены электронные терминалы, через которые с карты Сбербанка можно сделать платежи. Причем при необходимости сотрудники центра всегда готовы помочь тем, кто "на Вы" с такой техникой. С нового года в кассах появятся еще и POS-терминалы (знакомые всем по магазинам маленькие терминалы, посредством которых можно с любой банковской карты произвести оплату). Кстати, за то, что до 20-го числа сдвинулись сроки внесения платежей за услуги "Ямалкоммунэнерго", губкинцам стоит поблагодарить коллектив ЕРИЦ – это была их инициатива.
 
Сейчас в стадии заполнения официальный сайт единого расчетно-информационного центра. Со временем там можно будет не только получить информацию о предоставляемых услугах, узнать новости, но и воспользоваться "личным кабинетом", чтобы проводить платежи онлайн.
 
Кроме того, с нового года ЕРИЦ готовится перейти на новую программу, которая позволит делать единые квитанции на все ЖКУ –было бы что в них включать. Эта программа дает бонусы и организациям, сотрудничающим с расчетным центром, поскольку автоматизирует и значительно упрощает формирование всевозможных отчетов.
 
Нередко приходится сотрудникам ЕРИЦ выполнять функции, не входящие в их обязанности. Привыкли у нас люди, что платежи принимают сами поставщики услуг, поэтому воспринимают единый расчетно-информационный центр как отдел "Ямалкоммунэнерго" 
или справочную службу и обращаются туда с разными вопросами и проблемами: у кого-то течет батарея, у кого-то – не греет, кому-то нужно счетчики поменять, а кто-то требует расписание работы паспортистов и т. д. И никого здесь не "футболят": если могут – отвечают, консультируют, если не владеют информацией – подсказывают, куда следует обратиться.
 
Вот и получается, что расчетно-информационный центр открыт для сотрудничества, делает все, что в его силах, для удобства граждан и потенциальных клиентов – поставщиков услуг, а организации не спешат сотрудничать. Что это: неповоротливость, косность или нежелание делать лишние телодвижения для улучшения сервиса?
 
Есть в работе ЕРИЦ и другая проблема. Не только организации не спешат навстречу потребителям своих услуг – значительная часть потребителей не торопится оплачивать полученные услуги, даже если созданы для оплаты все условия: на сегодняшний день губкинцы только за воду и отопление задолжали 67 миллионов рублей.
 
На начало октября губкинцы только за воду и отопление задолжали коммунальщикам (конкретно – "Ямалкоммунэнерго") 67 миллионов! 
 
И это без учета юридических лиц, у которых платежная дисциплина тоже хромает. Понять масштабы бедствия поможет следующая информация: всего в нашем городе около 10 тысяч лицевых счетов жилых помещений, ежемесячный объем платежей за услуги "Ямалкоммунэнерго", поступающих на эти счета, составляет порядка 21 – 25 миллионов рублей (в зависимости от сезона, количества дней в месяце, отключений водоснабжения и других факторов). Иначе говоря, размер образовавшейся задолженности населения перед этой организацией равен объему платежей за три месяца! Вы только вдумайтесь: три месяца все жители города обогревают свое жилье горячими батареями, пользуются горячей и холодной водой, которую не таскают в дом из колодца, а получают готовенькую – очищенную и нагретую – прямо в квартиру, которую после использования не выносят в ведерке под растущие во дворе деревца, а спускают в канализацию,  и за все это не платят ни копейки! А за чей счет они пользуются всеми этими благами?
 
Сейчас по закону ресурсоснабжающие организации обязаны в начале каждого месяца вносить 30-процентную предоплату поставщикам энергоресурсов (за газ, нефть, электроэнергию и т. п.). То есть мы с вами – потребители – получили услуги и по факту оплачиваем, а здесь – месяц потребления еще не наступил, но аванс уже нужно внести. 
 
Где взять деньги? Можно, конечно, ограбить банк, или, на худой конец, на цветном принтере напечатать наличность, но это – уголовно наказуемые деяния. Остается одно – брать кредиты. Возможно, для кого-то будет открытием, но организации так же, как и простые граждане, платят по кредитам проценты, причем весьма немаленькие.
 
Долгие годы губкинцы, пользуясь услугами муниципальных предприятий, небрежно относились к срокам внесения платежей – бюджет все стерпит, чем-нибудь дыры залатают. При этом город с пониманием относился к нуждам горожан (необходимости платить по кредитам, ездить в отпуска, покупать машины или шубы) и пени не начислял, хотя такая штрафная санкция за неуплату в срок или несвоевременное выполнение финансовых обязательств давным-давно законом предусмотрена. И разбаловались наши граждане. Теперь коммунальные предприятия перешли в частные руки, хозяев обещаниями платежей не накормишь – им нужно чем-то зарплату людям платить, оборудование ремонтировать, обновлять, энергоносители оплачивать, а граждане по-прежнему откладывают оплату уже полученных услуг на потом. 
 
И вот он, гром, грянул: с некоторых пор в платежках появились требования об уплате пени. Каким "праведным" гневом начали кипеть губкинцы! Мол, на каком основании?! Не имеете права! Я еще зарплату не получал, мне кредиты платить, почему я должен до такого-то числа плату вносить?!. И весь этот гнев обрушился на головы сотрудников единого расчетно-информационного центра, поскольку они ведут начисления, формируют квитанции и принимают платежи. 
Вот и приходится коллективу ЕРИЦ терпеливо объяснять негодующим гражданам, что никто не собирался сомневаться в их порядочности и порочить их доброе имя штрафными санкциями. Все намного проще: программа, делающая расчеты, при отсутствии платежа на установленную дату автоматически начинает насчитывать пени за каждый день просрочки. Обстоятельства личного характера разработчики в алгоритм программы не внесли, так что даты выплаты зарплат-пенсий, кредиты, болезни и бытовые нужды граждан при начислениях не учитываются. Закон есть закон: задолжал – плати. Ведь в банках никто не оспаривает сроки внесения платежей и штрафные санкции в случае их просрочки!
 
Если вы куда-то уезжаете и не сможете оплатить ЖКУ вовремя, вносите плату авансом. Еще на одном моменте заострила внимание директор губкинского филиала ЕРИЦ Татьяна Александровна Елгина: если квитанция оплачена в кассе центра, платеж поступает на счет организации в тот же день, а если в банке – на следующий, а то и позже (оплатите 20 числа – деньги поступят на счет 21-го, и пени за один день уже вам обеспечены). Поэтому не стоит оставлять платежи на последний день. 
 
Вот так в нашем городе работает единый расчетно-информационный центр: старается создавать все условия для добросовестных плательщиков, вразумляет и просвещает воинствующих должников и ждет, когда же губкинские организации, предоставляющие гражданам различные услуги, повернутся лицом к своим клиентам и начнут сотрудничать с ЕРИЦ. 
 
А как хочется видеть в нашем городе полноценный многофункциональный центр! И оплатить все в одном месте, и нужные справочки-выписки получить. Цивилизованный сервис, где ты?
 
Алла НАЗАРОВА