В маленьком Губкинском свои услуги населению предлагают больше дюжины бань и саун, и недостатка в клиентах у них нет. А все потому, что любит наш человек баню. И особенно она к месту здесь, на Севере, когда за окном морозец, глубокий пушистый снежок, в который нырнуть после парилки – одно удовольствие!

Кто не любит баню, в настоящей бане не был!

Фото из личного архива Д. Егорова.

Есть среди ценителей банного отдыха любители, которые время от времени посещают эти заведения, есть завсегдатаи, которые просто не представляют себе отдыха без баньки. Среди последних есть настоящие профи, которые и толк в банном деле понимают, и тонкости банного искусства знают.

Да, именно так: банное искусство. Между прочим, этому учатся, и в России даже проходят банные фестивали, чемпионаты по банному мастерству, и, разумеется, чемпионы имеются.

Если вы считаете, что все банные премудрости заключаются в том, чтобы запарить веник и отходить себя по бокам, то глубоко ошибаетесь. Есть в этом деле свои секреты, традиции, правила.

Дмитрий Егоров – один из почитателей банного отдыха, причем к своему хобби он подошел со всей серьезностью: не первый год изучает литературу, научные и исторические исследования, трактаты о бане. Более того, он прошел обучение у одного из признанных в России специалистов в области банного дела.

Откуда у молодого человека, работающего в нефтегазовой сфере, такое увлечение?

– Баня у меня в крови, - смеется Дмитрий. – С детства люблю ее. Сегодня люди уже наелись западной культуры, сникерсов, жвачек, суперменов и потянулись к своей исконной культуре, к своим корням. Например, поднялся спрос на народные костюмы, народные инструменты – еще недавно били тревогу, что гусли, гусельное мастерство умирают, а сегодня и масса предложений, и огромный спрос на инструменты, мастер-классы по игре. Люди начинают осознавать себя в контексте родной культуры, соскучились по родному – тяга неимоверная! И я не исключение. У меня эта тяга выразилась в виде любви к бане, причем, традиционной, старинной. Потянуло меня к истокам русской банной традиции.

Баня: правильная или живая

Наш собеседник много читал разной литературы на банную тему и обратил внимание на интересный факт: много о пользе бани рассказывают спортсмены. Более того, еще со времен СССР они активно использую баню для восстановления после травм, для лучшей адаптации организма к смене климата, и вообще, для восстановления после соревнований. И научно, и на практике доказано, что правильная баня – очень эффективное средство для восстановления, причем, в довольно короткие сроки.

Что же подразумевается под понятием «правильная баня»? «Во-первых, техника безопасности: во время парения нужно сохранить себя. – отмечает Дмитрий. - Никакой пользы не будет ни тебе, ни гостю, если ты рухнешь в обморок или заработаешь приступ гипертонии. Работать нужно сухожилиями, а не мышцами – бицепсы в бане не помогут, напротив, тот, кто вкладывает всю силу в работу веником, скоро выдыхается.»

Продвигаемая сегодня энтузиастами так называемая живая баня основывается на древней традиции парения, настроена на исцеление души и тела, а не на физическое изматывание до изнеможения. Главный принцип живой бани – парить не веником, а душой, веники – это всего лишь вспомогательный инструмент. В баню приходят, чтобы расслабиться, снять физические и душевные зажимы, а без личностного контакта, настроя на душевный лад этого не получится. Настоящий банщик – это, если хотите, личный психотерапевт. Девиз популяризатора живой бани и автора этого термина Ивана Бояринцева – в каждой семье должен быть свой банщик, человек, который сумеет грамотно, не навредив, попарить и себя, и своих домочадцев.

Жарко? Еще поддайте?!

Техника безопасности подразумевает и соблюдение температурного режима.

Чтобы было комфортно, должен быть баланс между температурой, влажностью, и поступлением свежего воздуха.

В правильных банях предусмотрены конструктивные элементы, обеспечивающие поступление свежего воздуха. Дмирий Егоров рассказал, что видел такие простейшие устройства в деревне, в татарской бане. Называют их «тишек» (в переводе на русский «дыра»). Это простое отверстие в стене, которое закрывается тряпкой.

Если человеку стало в бане плохо, значит, кислорода нет, пережарили воздух. Нужно приоткрыть дверь или оконце, чтобы человек подышал, остудить камни – поддать на каменку. В живой бане не приходится «реанимировать» людей – там технология парения предполагает постоянное поступление свежего воздуха либо через специальную систему вентиляции, либо через периодическое проветривание.

Преимущество нашей бани перед сауной – наличие пара, который лучше передает температуру, чем сухой воздух. Пар аккумулирует тепло, мягко обволакивает тело, раскрывает поры, благодаря чему идет глубокое прогревание.

– Из бани ты вышел, и можешь спокойно постоять на морозном воздухе – из тебя жар идет. – утверждает Дмитрий Егоров. – К тому же в русской бане тело не получает микроожогов, как это бывает в сауне. Слишком горячий сухой воздух выжигает кислород, в итоге гипоксия, головная боль, давление – какой же это отдых, какое же оздоровление? 

Пара должно быть много. И во время парения человек должен лежать, чтобы тело равномерно прогревалось по всей поверхности. Когда вы сидите, тепловой удар, волна горячего пара приходится на голову.

Как определяется комфортная температура? Методика несложная: поднимаем руку и «щупаем» воздух – если области ногтевых пластин, самой чувствительно на руке, комфортно, значит температура подходящая. И здесь, опять же, если слишком горячо, нужно остудить печь, проветрить парилку, чтобы установилась комфортная температура.

Оптимальную влажность тоже определяем безо всяких приборов – через полуприкрытые губы вдыхаем глубоко и «пробуем» воздух: если нёбо сушит – недостаточно влаги, если же влага остается на нёбе – все в норме.

Без веничка никак!

Каждый банщик должен иметь чувство ритма, можно париться под музыку, можно петь – душа сама выбирает песню по настроению, а ты прилаживаешься к ее ритму. Вообще, парение – это творческий процесс. Существуют разные ударные техники, и каждый раз они подбираются интуитивно.

Веники – особая тема. Мы как привыкли: засунули веник в таз с кипятком, и ждем, пока он там раскиснет. Чтобы заваривать чай, такой способ, наверное, подойдет – вода будет целебная, ею можно умываться, протираться, в ней можно даже ноги попарить, а веник уже можно отжать и выкинуть. Наш собеседник поделился своими секретами:

– Есть два классических способа подготовки веника. Первый – поддать на каменку и подержать веник над паром. Вы увидите: листочки сразу начнут раскрываться. Затем окунаем веник в теплую воду и герметично упаковываем в пакет.

Либо можно просто замочить в теплой водичке и убрать в герметичную упаковку. Я перед походом в баню замачиваю веники в ванне и кладу в гермомешок.

Чтобы хорошо попарить человека, нужно минимум пять веников. Профессиональные пармастера (банщики) могут за одно парение использовать до дюжины веников! И каждый из них предназначен для определенных процедур.

Существует множество видов веников, и не только по составу (это тема для отдельного разговора), но и по структуре, размерам, форме. Например, есть опахальные – разлапистые, с большой площадью. Ими собирают пар, формируют, перемешивают и этот паровой «пирог» постепенно опускают на гостя, вдавливают. Пар ложится на человека, начинается прогрев. Опахалами можно проводить бесконтактное парение, обдувание, легкое поглаживание.

Далее в ход идут рабочие веники, которыми ведется более контактное парение со множеством приемов: постукиванием, протяжками, омовениями и так далее. Эти веники поменьше, плотненькие, с обмотанной ручкой, чтобы не пораниться, ими можно массаж делать. Дальше уже веники уменьшаются в размере. Есть лицевые, ладошечные, есть специальные веники, которыми прикрывают лицо гостя, чтобы ему легче дышалось при парении. Чем чаще меняют веники, тем приятнее проходит парение.

Чай или покрепче?

Часто люди отправляются в баню с алкоголем. Дмитрий Егоров считает, что эти вещи несовместимы: «Не нужно портить баню. Если человек хорошо, правильно попарился, ему никакие искусственные допинги не нужны. Почему люди тянутся к алкоголю, наркотикам, компьютерным играм и так далее? Они хотят расслабиться, снять стресс, но в итоге попадают в ловушку. Баня же дает максимально глубокое расслабление и душевное, и телесное, и после этого состояние стресса не возвращается. Даже если раз в неделю ходить в баню, благостное настроение, состояние легкости, уравновешенности можно сохранить до следующего волшебного парения. Не зря же у народа столько пословиц о бане!»

Все вышесказанное – это лишь крупицы. Банные традиции – это целая философия, глубокое искусство, которому люди учатся всю жизнь. И я намерен учиться дальше.

Я буду рад, если как можно больше людей захотят научиться правильному, безопасному парению. У наших ближайших соседей – в Сургуте – уже не первый год существует объединение любителей бани. Энтузиасты активно практикуют, культивируют, продвигают банные традиции. Есть задумка создать подобное сообщество и в Губкинском, в планах – открыть в соцсетях группу любителей бани. Чем больше людей будут знать, как безопасно попарить себя, своих близких, тем лучше, тем здоровее будет народ. Да и сторонников банной культуры станет больше, ведь не любит баню тот, кто в настоящей бане не был. А ходить в баню, в живую баню, обязательно нужно.