На вопросы журналистов городских СМИ о подготовке к предстоящим 13 сентября выборам, правилах проведения агитации и новшествах в процедуре голосования ответила председатель избирательной комиссии И. А. Строкина.

Часть бюллетеней подсчитают КОИБы

На вопросы журналистов городских СМИ о подготовке к предстоящим 13 сентября выборам, правилах проведения агитации и новшествах в процедуре голосования ответила председатель избирательной комиссии И. А. Строкина.
– Ирина Анатольевна, как проходит предвыборная кампания в нашем городе? Есть ли какие-то особенности?
– В предыдущие периоды муниципальные выборы мы проводили безо всяких совмещений. Сейчас же совмещены две избирательные кампании: выборы депутатов Законодательного Собрания ЯНАО шестого созыва и выборы депутатов городской Думы пятого созыва. Безусловно, это накладывает свой отпечаток на весь ход избирательной кампании, поскольку, кроме исполнения полномочий территориального избиркома по нашим муниципальным  выборам, на нас еще возложены полномочия окружной избирательной комиссии  Губкинского одномандатного округа № 10 по выборам депутата Заксобрания на территории двух муниципальных образований: г. Губкинского и п. Пурпе. То есть губкинцы и жители Пурпе будут избирать своего депутата в законодательный орган ЯНАО, но, кроме этого, все мы будем голосовать еще и за партийные списки кандидатов в депутаты Заксобрания Ямала, которые будут представлены в другом бюллетене. 
Что касается наших муниципальных выборов, то, как и ранее, в городе образованы три избирательных округа, в каждом их них подлежат распределению пять депутатских мандатов . По этой системе выборы у нас и пройдут.
 
– Завершился период выдвижения кандидатов, сейчас идет процесс регистрации. Сколько фамилий в списках кандидатов, и каковы их дальнейшие действия? Все ли в порядке, нет ли нарушений?
– На выборы депутата Заксобрания ЯНАО по нашему избирательному округу было  выдвинуто пять кандидатов. Из пяти четверо кандидатов выдвинуты региональными отделениями политических партий "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "Либерально-демократическая партия России" (ЛДПР) и КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (КПКР), один – путем самовыдвижения. Четверо представили документы для регистрации, все четверо зарегистрированы, один еще производит сбор подписей избирателей в свою поддержку. 
Что касается выборов депутатов городской Думы, то изначально в списках выдвинутых было 28 кандидатов, 7 самовыдвиженцев и 21 кандидат выдвинут политическими партиями. Из партий у нас на муниципальных выборах представлены "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ЛДПР и КПКР. Иные партии кандидатов не выдвигали. На сегодняшний день ситуация следующая: трое из двадцати восьми отозвали свои заявления о согласии баллотироваться – по одному в каждом избирательном округе. Из 25 кандидатов 24 представили уже документы для регистрации и зарегистрированы, и остается один кандидат, который еще может сдать документы для регистрации по 31 июля включительно до 
18 часов по местному времени.
Нарушений как таковых нет, есть некоторые неточности в документах, о чем кандидаты извещаются, исправляют недостатки либо дополняют сведения о себе, и поэтому вопросов при принятии нами решений о регистрации не возникало. Все проходит достаточно ровно, спокойно; отмечу, что кандидаты хорошо подготовились к избирательной кампании.
 
– Когда начнется агитационный период? Как будут распространяться агитматериалы кандидатов, и каковы меры ответственности нарушителей? 
– Агитационный период для каждого кандидата начинается с момента выдвижения, за исключением агитации в СМИ. Как вы знаете, в СМИ агитационные материалы начинают размещать не ранее чем за месяц до выборов, после того, как состоится жеребьевка по распределению как платных, так и бесплатных печатных площадей в газете и эфирного времени на телевидении. Формы агитации могут быть разные: различная полиграфическая продукция, встречи с избирателями и любые иные способы агитации, которые не запрещены законом. 
Что касается ответственности за допущенные нарушения, то основные меры определены в Кодексе об административных правонарушениях РФ, начиная со ст. 5.5 и далее. К нарушениям относятся изготовление агитационных материалов с нарушением требований законодательства, размещение в неустановленных для этого местах либо без согласия на то собственников помещений; расклейка агитматериалов в местах, которые запрещены законом для этих целей (исторические памятники, памятники культуры и т. д). Недопустимы также в предвыборных материалах использование брендов организаций, фирм, а также любая коммерческая реклама. 
 
– Как будет организовано досрочное голосование?
– Законом предусмотрено досрочное голосование в помещениях избирательных комиссий. Начнется оно за 10 дней до выборов, то есть 2 сентября. Участковые комиссии в соответствии с графиком (который будет опубликован позже) начнут свою работу, и любой избиратель, у которого есть причины отсутствия в городе в день выборов 13 сентября, может с паспортом обратиться в свой участковый избирком.  Необходимо будет написать заявление, а затем проголосовать, запечатав все бюллетени в специальный конверт. Конверты с бюллетенями о досрочном голосовании будут вскрыты членами комиссии до открытия избирательного участка в день выборов и опущены в стационарный ящик для голосования. 
У нас на этих выборах впервые будут использованы три электронных комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) – на избирательных участках 107, 108 и 109. Там губкинцы будут голосовать только посредством КОИБов, – это один из видов электронного голосования и подсчета голосов. Есть и специальные требования при проведении досрочного голосования. К примеру, нужно будет обращать внимание на такие тонкости, как линии сгиба бюллетеня. Нужно его правильно сложить, чтобы потом была возможность считать данные комплексом электронной обработки. 
 
– Насколько можно быть уверенными в достоверности данных, собранных КОИБами? 
– Перед запуском устройств специалист произведет проверку и протестирует работу комплексов. КОИБ работает по принципу сканера. Избирательный бюллетень опускается через это устройство в такую же, как и на других избирательных участках прозрачную стационарную урну. На флеш-памяти комплекса остаются данные по каждому бюллетеню, а по завершении голосования распечатывается итоговый протокол. В случае же появления каких-либо сомнений или сбоя в работе сканера по решению избирательной комиссии может быть произведен ручной подсчет. 
 
– Ирина Анатольевна, сформированы ли списки избирателей? Какова численность избирателей в городе?
– Сведения для подготовки списков территориальной избирательной комиссии переданы главой города сразу после объявления выборов. У нас две промежуточные даты, когда мы говорим о численности избирателей – 1 января и 1 июля. На 1 июля у нас в городе 17 611 избирателей. Актуальные списки должны быть переданы на избирательные участки не позднее 1 сентября. К этому времени они будут распечатаны и готовы к досрочному голосованию, а пока идет уточнение данных об избирателях. 
 
– Город готовится к единому дню голосования. Какие городские учреждения задействованы в этом процессе?
– Как обычно, в подготовке и проведении выборов задействовано много городских структур. Первое, что было сделано, – это создана рабочая группа по оказанию содействия территориальной избирательной комиссии. Работа идет, по большей части она для избирателей незаметна, но это немалый труд и огромная ответственность. Члены рабочей группы занимаются самыми разными направлениями, начиная от оформления избирательных участков, их оснащения до обеспечения работы транспорта и так далее, поэтому в состав входят сотрудники и правоохранительных органов, и миграционной службы, и МЧС. И все эти структуры отвечают в первую очередь за безопасность объектов, где находятся избирательные участки. Отмечу, что будут установлены металлодетекторы, будет осуществляться видеонаблюдение, причем с видеофиксацией. Сотрудники отделения УФМС сейчас буквально в ежедневном режиме ведут работу по сверке списков избирателей. 
Подготовка к выборам проходит в два этапа. Первый этап – это досрочное голосование, и к 1 сентября уже должны быть готовы помещения, оборудованы и связью, и сейфами, чтобы участковые комиссии могли работать. На трех избирательных участках будут установлены комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), протестированы и запущены в работу. И второй этап – единый день голосования. Накануне, 11 сентября, комиссия примет готовность избирательных участков, к этому времени к работе и принятию избирателей должны быть готовы залы для голосования.
 
– Как известно, кандидаты занимаются еще и тем, что собирают подписи в поддержку своих кандидатур. Как проверяется достоверность подписей в подписных листах и что является нарушением?
– Подписной лист должен соответствовать форме, установленной законом. Иной формы быть не может. Причем для кандидата в депутаты законодательного органа субъекта свой образец, для муниципального – свой. Есть ряд требований, что должно содержаться в подписном листе, в том числе какие сведения о кандидатах. Это первый этап проверки. А далее процесс достаточно серьезный и кропотливый, поскольку каждая подпись просматривается визуально. Проверяем на наличие неоговоренных исправлений, смотрим, есть ли основания предполагать, что подписи и даты проставлены не избирателями, так как законом установлено, что все сведения должны быть внесены либо самим избирателем, включая дату и подпись, либо до даты и подписи сведения могут быть заполнены сборщиком подписей, который потом заверяет подписной лист, после этого его заверяет сам кандидат. Если возникают сомнения, то такие подписные листы направляются на почерковедческую экспертизу. Если допущены нарушения, подписи в подписных листах признаются либо недостоверными, либо недействительными. Недостоверными признаются те, которые подтверждены справкой эксперта, а во всех остальных случаях – недействительными. 
Очень частая и распространенная ошибка – это неверное заполнение графы с адресом места жительства, так как закон содержит четкое определение, что такое адрес: субъект РФ, наименование населенного пункта и соответственно улица, дом, квартира. Очень часто не пишут наименование субъекта, некоторые – название города, и на основании этого подписи признаются недействительными. Наличие 10% и более подписей, которые признаны недействительными, влечет отказ в регистрации кандидата. И это не обсуждается, законом какие-либо уточнения и изменения в подписных листах после их сдачи на регистрацию запрещены. И здесь надо сказать, что даже у тех кандидатов, которым для регистрации кандидатом на муниципальные выборы надо собрать всего лишь 14 подписей, бывают проблемы. Кандидатам на выборы в Заксобрание Ямала необходимо было сдать подписные листы, где поддержку выразили минимум 702 избирателя, максимально – 800. Можно только догадываться, как сложно сделать эту работу качественно. Отмечу, что наши кандидаты ведут сбор подписей по нашему одномандатному округу 
(г. Губкинский и п. Пурпе), а по партийным спискам задача еще сложнее, подписи собираются на территории всего субъекта.
При проверке подписей делается выборка в 20% (из 702 – 140 подписей), и подписи проверяются по тем основаниям, о которых я уже сказала выше. Может быть и сплошная проверка, когда проверяются все представленные подписные листы, и тогда уже от этого объема 10% выявленных и признанных недействительными подписей влекут отказ в регистрации.
Если говорим о таких нарушениях, как массовая фальсификация подписей, то материалы передаются в правоохранительные органы, и они уже проводят соответствующие проверки и действия. Основную ответственность несет тот, кто собирает подписи. Как правило, кандидат поручает это кому-то. Поэтому на выборах в Законодательное Собрание Ямала, например, предусмотрено нотариальное заверение образцов подписи, почерка и паспортных данных сборщика подписей.
В нашей практике, надо сказать, с фальсификацией подписей избирателей не приходилось сталкиваться, в большей мере встречаются технические ошибки.
 
– Насколько обычно активны губкинцы на выборах? 
– В 2010 году были чистые (не совмещенные с другими выборами) наши муниципальные выборы и явка  была 42% от общего числа избирателей. В принципе это вполне нормальная явка. В этом году время проведения выборов иное (в 2010 году мы голосовали 10 октября), и к 13 сентября не все горожане вернутся из отпусков. Но за счет того, что у нас выборы еще и в Законодательное Собрание ЯНАО, думаю, интерес будет выше, поскольку мы избираем своего депутата по одномандатному округу (основные избиратели – губкинцы, это более 17 тысяч избирателей, в Пурпе – 6 тысяч). Если осторожно предположить, учитывая все факторы и условия, думаю, явка будет 50 –55%. Пока вот такие аккуратные прогнозы, а дальше посмотрим. 
 
Подготовила В. Андреева