Одна из ключевых задач бюджетной политики автономного округа в сфере межбюджетных отношений – расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

Инициативному бюджетированию – максимальная финансовая помощь

Фото пресс-службы Законодательного Собрания ЯНАО.

На заседании комитета Законодательного Собрания автономного округа по экономической политике, бюджету и финансам первый заместитель директора департамента финансов региона Артур Репин представил информацию о новациях и лучшем опыте межбюджетных отношений на Ямале. Как сообщает пресс-служба Заксобрания, он подчеркнул, что масштабные изменения в Бюджетный кодекс РФ внесены Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. На Ямале межбюджетное регулирование осуществляется на принципах обеспечения в полном объеме приоритетных расходных обязательств, создания условий для роста экономического потенциала муниципальных образований, формирования сбалансированных местных бюджетов.

Во исполнение федерального законодательства в конце 2019 года окружным парламентом в данной сфере были приняты четыре закона автономного округа по внесению соответствующих изменений в закон о межбюджетных отношениях в округе, в закон о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в автономном округе отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, в закон автономного округа об окружном бюджете в части формирования единой субвенции, в закон автономного округа о бюджетном процессе в части уточнения бюджетных полномочий участников бюджетного процесса.

– Финансовая помощь местным бюджетам из окружного бюджета за последние пять лет увеличилась почти в два раза. Трансферты муниципальным образованиям в 2020 году запланированы на 30 % больше, чем в 2019 году. Это максимальное значение за всю историю Ямала, – отметил Артур Репин.

Ямал – один из трех субъектов, который внедрил практику предоставления единой субвенции местным бюджетам. Министерство финансов РФ высоко отметило данный опыт.

С 2020 года с муниципальными образованиями заключены соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.

Местные бюджеты на 2020–2022 годы сформированы с учетом изменений федерального законодательства, кроме того, сохранилась тенденция применения стимулирующих механизмов. Данные механизмы позволяют поощрять органы местного самоуправления по
нескольким направлениям, в том числе и за внедрение практики инициативного бюджетирования.

На Ямале уделяется большое внимание развитию инициативного бюджетирования как инновационного подхода в управлении бюджетным процессом.

Начиная с 2018 года муниципальные образования в автономном округе активно включились в эту работу. Несмотря на непродолжительный период с момента постановки задачи о проекте «Бюджетная инициатива граждан», а с 2019 года – инициированного губернатором ЯНАО Д. Артюховым проекта «Уютный Ямал», в муниципальных образованиях была проведена колоссальная работа по внедрению указанного проекта.

казарин.jpg– С помощью инициативного бюджетирования жители того или иного муниципального образования в автономном округе самостоятельно решают, на что следует потратить определенные части бюджета. Это требует, с одной стороны, гражданской активности, а с другой стороны, гражданской компетентности в том, как устроен бюджетный процесс. Бюджетная система существует для граждан. Это инструмент экономической политики, и необходимо сделать ее понятной людям. Необходимо, чтобы они участвовали в бюджетном процессе, чтобы демократические механизмы, прежде всего, механизмы подготовки к выбору приоритетов в развитии своего региона, района или поселка, были доступны населению. Одна из главных функций, которая отличает гражданское общество, – это понимание населением территории, зачем и для чего люди платят налоги и на что в результате могут рассчитывать, – подчеркнул председатель комитета Виктор Казарин.

С целью развития и совершенствования механизмов инициативного бюджетирования на территории округа будет и в дальнейшем проводиться разъяснительная работа с представителями органов местного самоуправления, инициативными группами граждан, участниками некоммерческих организаций.

Также будет учтена специфика каждого муниципального образования и создана прозрачная и понятная для широкого круга граждан методологическая и нормативно-правовая база. Продолжится работа по внедрению школьного партисипаторного бюджетирования, что окажет положительное влияние на заинтересованность в процессе расходования средств со стороны детей подросткового возраста и их ответственность за принятые решения.


СПРАВКА

Инициативное (партисипаторное) бюджетирование – это процесс принятия решений, в рамках которого заинтересованные граждане разрабатывают принцип перераспределения общественных ресурсов.