Представляем еще одного призера открытого городского конкурса творческих работ "Профессия – журналист" – Дмитрия Бабича, учащегося 8 А класса школы № 6. Его работа на тему "Неизвестная Арктика" в номинации "Журналистика" удостоена третьего места. Дмитрий уже давно и серьезно интересуется темой Великой Отечественной войны, занимается исследовательской работой. В прошлом году как автор материала "Солдаты Ямала" он также занял третье место в журналистском конкурсе, проводимом нашей газетой.

"Александр Сибиряков" – пароход и человек

Вот уже несколько лет на Ямале действует историко-краеведческий проект под названием "Карские экспедиции"...

...В августе 2015 года участникам экспедиции удалось зафиксировать точные координаты мест гибели и идентифицировать транспорт "Марина Раскова" и ледокольный пароход "Александр Сибиряков", затонувшие в Карском море в годы войны.

У каждого парохода, так же как и у человека, есть своя история, характер, своя неповторимая судьба. Я хочу рассказать о героической истории парохода "Александр Сибиряков". Мало кто знает, что на "Александре Сибирякове" в 1932 году исследователь Севера Отто Шмидт совершил удачную экспедицию в Заполярье, преодолел Северный морской путь за одну навигацию. За эту экспедицию экипаж корабля "Александр Сибиряков" был награжден орденом Красного Знамени.

А через 10 лет "Александр Сибиряков", следуя с Диксона, 25 августа 1942 года у острова Белуха погиб в неравном бою с немецким тяжелым крейсером "Адмирал Шеер".

Благодаря мужеству и самоотверженным действиям моряков ледокольного парохода "Александр Сибиряков", полярников Диксона, командованию Главного управления СМП была сорвана операция "Вундерланд". Несмотря на большое число погибших с советской стороны, это все-таки была стратегическая победа.

Несомненно, что ледокольный пароход "Александр Сибиряков" повторил подвиг знаменитого крейсера "Варяг". Подвиг сибиряковцев заключается в том, что они, во-первых, не сдались немецкому крейсеру "Адмирал Шеер" и в конце открыли кингстоны, чтобы затопить корабль. А во-вторых, оповестили в радиоэфире о появлении в Арктике этого мощного боевого крейсера. Так удалось спасти 14 судов, которые находились в тот момент в проливе Вилькицкого, а гарнизон острова Диксон подготовился противостоять атаке "Шеера".

В ходе "Карских экспедиций" стало известно, что "Александр Сибиряков" получил такое имя не сразу. Первое имя этого судна – "Беллавенчур", по названию компании, заказавшей его. Спущен на воду он был в 1909 году и долгое время базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Использовался для промысла тюленей.

В 1915 году "Беллавенчур" был куплен Россией для зимних рейсов в Белом море. А в 1916 году был переименован и получил имя русского финансиста, золотопромышленника и мецената Александра Сибирякова. К сожалению, наши соотечественники мало что знают о нем. А ведь именно с именем этого человека связано освоение Северного морского пути.

В течение более чем полувека Александр Сибиряков в одиночку финансировал полярные экспедиции, постройку новых судов, портов, дорог, будучи твердо убежденным в том, что постоянная северная навигация в России возможна и выгодна.

Александр Михайлович Сибиряков родился в Иркутске 26 сентября 1849 года в семье купца первой гильдии...

...Наибольшую известность Сибиряков получил как человек, финансировавший научные исследования Сибири. На его средства были обследованы река Ангара и водораздел рек Оби и Енисея в 1878 году.

Сам Сибиряков работал над идеей Северного морского пути. Вместе с О. Диксоном он финансировал Норденшельда, а в 1880 году совершил плавание в устье реки Енисей через Карское море. В устье Енисея был открыт остров, получивший имя организатора экспедиции, – остров Сибирякова. В 1891 году Александр Михайлович напечатал отчет об этом плавании, а в 1893-м вышла его научная статья "К вопросу о внешних рынках Сибири, о важности водного сообщения между Тобольском и Енисейском через устья Оки и Енисея". Как результат его исследовательских усилий в 1907 году была выпущена книга "О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами". Книга была встречена в научной среде с восторгом.

В 1913 году Сибиряков поселился в Ницце, на юге Франции, дабы в условиях мягкого климата поправить здоровье. Внезапно грянувшая в 1914 году Первая мировая война отрезала Сибирякова от России, а революция 1917 года и хаос Гражданской войны лишили всех владений и источников прибыли. Поэтому последние 12 лет своей жизни бывший сибирский золотопромышленник и меценат жил на небольшую пенсию, выписанную ему правительством Швеции в память сорокалетнего юбилея плавания Норденшельда. Скончался Александр Михайлович Сибиряков во Франции в 1933 году.

В городе Иркутске одна из улиц названа его именем. В честь команды ледокола пролив в Карском море к северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев, имя судна носит банка в Баренцевом море у Новой земли и гора в Антарктиде на земле Эндерби.

На острове Белуха в память о подвиге корабля "Александр Сибиряков" в годы Великой Отечественной войны установлен маяк.

29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР члены экипажа были награждены "За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода "Александр Сибиряков" в бою с фашистским крейсером "Адмирал Шеер" в период Великой Отечественной войны". А капитан судна Анатолий Алексеевич Качарава – орденом Красного Знамени.

Координаты места боя и гибели ледокольного парохода, определенные в ходе "Карских экспедиций" (76 гр. с. ш. и 91 гр. в. д.), объявлены местом боевой славы. Еще задолго до этого, в годы войны, сложилась традиция при прохождении кораблей в этом месте приспускать флаги и салютовать гудками.

Печатается в сокращении