"Возвышенные поиски чего-то во имя неизвестно чего" – такую характеристику дал поступку Варвары Карауловой журналист Алексей Яблоков.

Где берёт начало путь в никуда?

"Возвышенные поиски чего-то во имя неизвестно чего" – такую характеристику дал поступку Варвары Карауловой журналист Алексей Яблоков.
История успешной студентки, девочки из хорошей семьи, внезапно исчезнувшей из Москвы и задержанной далеко от родины на пути в ИГИЛ, потрясла страну. До сих пор обитатели соцсетей, обыватели, журналисты, психологи теряются в догадках, что подвигло молодую девушку на такой шаг.
И эта история не единична: молодежь вливается в ряды участников радикальных организаций либо сочувствующих. Почему? В этом попытались разобраться участники традиционного круглого стола, который ежегодно проходит в преддверии Международного для толерантности в редакции газеты "Губкинская неделя".Экстремизм – одна из форм проявления крайней интолерантности (нетерпимости), соединенной с агрессией и насилием. Какими путями молодежь приходит в радикальные организации, что ее влечет туда, как защитить молодые умы от негативного влияния экстремистских объединений и идей – об этом говорили представители общественности, учащейся и студенческой молодежи, администрации города, полиции.Встреча состоялась 13 ноября, а события того и последующих дней подтвердили злободневность обсуждавшейся темы: теракты в Париже, экстренные посадки самолетов, отмена спортивных и культурных мероприятий из-за угрозы взрыва, подтверждение версии о теракте на борту российского лайнера А321. Борьба с терроризмом на этой неделе стала ключевой темой саммита "Большой двадцатки".
 
О терминологии: что такое экстремистские организации?Юрий Борисович Филимонов, начальник управления общей политики администрации города:– На данный вопрос можно ответить просто: экстремистские организации – это те, которые признаны таковыми и занесены в соответствующий перечень, существующий в государстве. Например, известная сейчас организация "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) признана террористической и экстремистской, и, соответственно, в России ее деятельность запрещена. Равно же как и "Хизб ут-Тахрир".Но на самом деле проявления экстремизма весьма разнообразны. Есть экстремизм религиозный, национальный, социальный и другие разновидности. Чаще мы говорим именно о религиозном. Да, это важная часть, но далеко не исчерпывающая. Любая организация, молодежная в том числе, если она в своей деятельности каким-то образом начинает скатываться к экстремистским идеям, может превратиться в экстремистскую. Эта грань очень тонка, нужно знать законодательство, четко понимать, что выходит за рамки закона, чтобы не впасть в крайности.
 
Из истории вопросаНельзя сказать, что терроризм, экстремизм – порождения современности. Эти явления уходят корнями в глубину веков, и всегда молодежь была в авангарде таких движений, объединений. Николай Петрович Голубев, директор губкинского филиала УдГУ, председатель общественной организации любителей истории, вспомнил примеры из относительно недавнего периода нашей истории – конца XIX – начала XX века, деятельность и лидеров революционных террористических организаций, ставивших целью уничтожение государственных деятелей. Степан Халтурин, Софья Перовская, Андрей Желябов, брат Ленина Александр Ульянов. Все они избрали методом борьбы с "ненавистным царским режимом" террор. Молодые (им не было и тридцати), перспективные, демонстрировавшие успехи в учебе, в науке. Все они были казнены. Есть в истории масса других примеров: красный террор, крестовые походы, Варфоломеевская ночь, охота юных спартанцев на илотов и много других. Терроризм, экстремизм существовали всегда.
 
Почему молодёжь?Ирина Коваленко, член молодежного совета при главе города, участник клуба "Дебаты-Бомонд", считает, что у ее ровесников еще неустоявшееся мировоззрение и им можно навязать любую идеологию. По ее мнению, большую роль играет окружение, компания, которые и влияют на взгляды молодых людей.Студент филиала УдГУ Илья Кучин уверен, что внушаемость не зависит от возраста, и в зрелом возрасте, имея слабый характер, можно попасть под влияние. Также, считает юноша, в группе риска так называемые неудачники – люди, неудовлетворенные своим социальным и (или) семейным положением, работой и т. д. Замыкаясь в себе, они отгораживаются от живого общения, погружаются в виртуальное, где и попадают в поле зрения психологов-профессионалов, работающих на экстремистские организации. И в этом его поддержала Ольга Васильевна Кучина, заведующая отделом воспитательной работы губкинского филиала Муравленковского многопрофильного колледжа, отметив, что сегодня именно виртуальное общение несет большую опасность, поскольку молодежь много времени проводит в социальных сетях, изобилующих запрещенной литературой, видеороликами и т. п. А идеологическая незрелость не позволяет молодым разобраться, что к чему, и правильно расставить акценты.
 
О благополучии и любвиОбсуждая разные аспекты, участники круглого стола затронули и роль семьи. Опять же вспомнилась история московской студентки: благополучная семья, заботливые родители. Что упущено? Где осечка?Евгений Владимирович Мартынов, начальник отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних губкинского ОМВД:– Так именно в благополучных семьях нередко бывают проблемы с детьми. Что часто понимается под благополучием – финансовая обеспеченность. Чтобы были деньги, родителям сегодня нужно много работать, естественно, на детей времени не остается, отсюда соответствующие последствия. И таких случаев в моей практике было достаточно. Н. П. Голубев:– А куда девать любовь? Та же Варвара Караулова. Адвокат последнее время говорил, что это любовь. Она пошла не за терроризмом и адреналином, она влюбилась в молодого человека, который ее и вовлек. Что далеко ходить, наша, губкинская история с террористом. Супруга его – славянская образованная девушка, кандидат экономических наук, доцент. Фанатичная любовь! Отреклась от прежней жизни, от семьи.
 
Борьба за светлое будущееИмам-хатыб Азат хазрат Мулюков, руководитель религиозной мусульманской организации Махалля "Ватан":– Что привлекает молодых людей в религиозные экстремистские организации, в частности, мусульманские? Молодому человеку необходимо реализовать себя, но он не нашел в этом обществе своего места. Ему вовремя не помогли, родители не помогли, школа, государство. А тут игиловцы: "Ты нам нужен!" Дают в руки оружие: "Мы хотим восстановить справедливость! Замечательное государство построим: шариат будет действовать, не будет у нас алкоголя, наркомании. Светлое будущее!.."А кто за светлое будущее и справедливость не будет воевать? Бог создал человека с чувством справедливости, а у молодежи оно вообще обострено. Но что мы видим в обществе? Неравенство, расслоение, безнаказанная коррупция. На недавнем брифинге в филиале УдГУ один юноша так и заявил, что его возмущают несправедливость, коррупция и отсутствие наказания, и молодежная аудитория его поддержала.И вот, молодой человек, который толком ни в чем не разбирается, религию не изучал, хочет получить четкий и ясный ответ, кто виноват во всем происходящем. 
И ему этот ответ дают, примитивный: вот это черное, а это – белое. Кяфирские власти, то есть власти безбожников, во всем виноваты, или та власть, которая гнется под кяфиров. Разъясняет это все не дилетант, а грамотный профессионал, который знает, как преподнести. И все, молодой человек попался на удочку.
Еще одна сторона – идеологический вакуум, который у нас в стране образовался в 90-х годах. Одну идеологию отмели, новая не родилась, и безыдейный вакуум быстро заполнили западные спецслужбы. Кому-то, возможно, непонятно, что происходит, но я как религиозный человек вижу, что вся эта работа направлена на идейное разложение, внутреннее развращение. А в человеке без стержня легко взрастить любую идеологию.
 
 
Информационная войнаИгорь Иванович Ружицкий, секретарь первичной организации Союза журналистов России, спецкор газеты "Губкинская неделя":– Вербовщики не навязывают свою идеологию, а вовлекают в нее. Начинаются обещания. Ты такой хороший, ты все делаешь правильно, пошли с нами. А что мы тебе обещаем? Достаток, романтику, легкую жизнь. По сути, это обещание псевдосвободы: освобождение от всяческих обязанностей и ответственности, в том числе за свои поступки и действия. Ответственность перекладывается на вышестоящего или на высшие силы: Аллаха, Господа Бога... То есть опять снятие с себя ответственности. И получается извращенное толкование высших ценностей. И на первый план выходит золотой телец, то есть деньги. Откуда деньги? – задан вопрос. Все эти радикальные экстремистские организации, сообщества кто-то поддерживает. А поддерживает тот, кому это выгодно. Кому нужно дестабилизировать что-то, где-то, как-то. Сначала все разрушить, потом самому туда войти. Та подача информации, с которой нам все это преподносится, это калька с западных образцов. Это уже массированное промывание мозгов. Поэтому нужно очень осторожно смотреть, что к чему, где и как. И надо разбираться, ведь наши телеканалы тоже разной направленности, причем с большей или меньшей степенью агрессивности. Нужно научить молодого человека анализировать информацию, задавать вопросы. То есть воспитать в нем какой-то интерес к познанию, к сравнению. Н. П. Голубев:– А радиостанции? "Эхо Москвы" взять. Тоже неоднозначно.Ю. Б. Филимонов:– Есть понятие информационной повестки, и есть пиар, политические аспекты. Н. П. Голубев:– И информационная война.Ю. Б. Филимонов:– В привлечении молодежи в экстремистские организации, в их появлении есть определенные интересы: глобальные, геополитические. То, что мы видим в арабских странах, на Ближнем Востоке – череда этих бархатных революций. Понятно, что за этим стоят определенные силы. Но мы-то говорим, что молодежь активно участвует в этих событиях. Хочу сказать словами классика: бытие определяет сознание, то есть, в каких условиях человек находится и определяет его дальнейшее поведение, дальнейшие действия. И в том числе нашей молодежи. Ситуация нестабильности, определенные жизненные обстоятельства не должны подтолкнуть ее к участию в разного рода экстремистских и радикальных организациях. То есть мы должны для своей молодежи определить понятные, совершенно разумные перспективы в жизни. И это должно стать одним из главных препятствий тому, что молодежь будет радикализироваться.
 
А судьи кто? илиВ поисках универсального рецептаКак же молодым людям понять, что с этим человеком опасно общаться, эту литературу не стоит читать, а те идеи плохо пахнут? Как взрослым оградить подрастающее поколение и молодежь от влияния деструктивных идеологий?Азат хазрат Мулюков:– В Коране говорится: "Если вы не знаете, спрашивайте у знающих".А вот кто они, знающие? Здесь мнения у участников обсуждения разошлись. Молодежь сразу в качестве арбитра предложила "всезнающий" Интернет, дальше – родителей, учителей. Люди старшего поколения не стали категорично утверждать, кто будет истиной в последней инстанции, но акцентировали внимание на том, что молодежь пойдет за тем, кто для них авторитетен, и примет те идеи, которые этот авторитет будет проповедовать. Поэтому взрослым (и родителям, и учителям, руководителям каких-либо секций, клубов, кружков) важно понять, какая ответственность на них лежит. А родителям необходимо знать, где сын или дочь проводят время, что им вкладывают в головы, какие понятия, какое мировоззрение. Антоний Третьяков, ответственный по делам молодежи прихода храма святителя Николая Мирликийского:– Как правило, у нас если говорят о каких-либо радикальных организациях, сразу косо смотрят на мусульман. Это неправильно. И в православной среде имеют место такие проявления. Среди моих знакомых священников, товарищей по семинарии есть люди, причастные к военным событиям на Украине: один взял оружие в руки и пошел убивать, другой без благословения архиерея благословлял уезжающих воевать. Хотя само православие совершенно не агрессивно и не поощряет войны. Великий святой Филарет Московский, богослов, великий общественный деятель, реформатор, сказал слова, которые характеризуют православное отношение к войне: "Люби врагов своих. Сокрушай врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих". Если тебя обижают – подставь другую щеку, а если обижают страну, близких – как православный человек ты обязан защитить их.Немало сегодня псевдохристианских экстремистских сект. Разлагающая работа идет и на православных сайтах. Как отличить, опасно это или нет? Главный признак, наверное, – ненарушение законов, для верующего – духовного, для неверующего – хотя бы гражданского. О. В. Кучина:– Если мы соберем студентов и начнем им рассказывать, что хорошо, а что – плохо, они нас просто не услышат. Думаю, необходима индивидуальная работа или в малых группах, более тесное живое общение. К сожалению, нам не хватает преемственности знаний, как это всегда было – от поколения к поколению. Наши дети в силу объективных обстоятельств лишены общения с бабушками, дедушками, и целый пласт из системы воспитания выпадает.Ю. Б. Филимонов:– Вспомнилось известное высказывание, которое звучит примерно так: "Кто в молодости не был революционером, у того нет сердца. А кто в зрелом возрасте не стал консерватором, у того нет ума". Взрослея, мы на многое смотрим совершенно иначе и становимся консерваторами. А взрослеет человек, получая знания. Именно знания помогают прийти к более глубокому пониманию самой сути жизни. И вот такой человек, скорее всего, не поддастся шальным идеям, каким-то лозунгам. И он будет здраво смотреть на эти вещи.Юрий Борисович поддержал мысль о роли авторитетного взрослого педагога:– Если молодой человек будет ходить в секцию, кружок к безразличному, никчемному преподавателю, педагогу, который сам не является для него примером, никакого толку не будет. И тогда возникает вопрос: так от кого же все зависит в конечном счете? От государства. Если в государстве есть определенные устои и если государство понимает, насколько это важно, чтобы подрастающим поколением занимались профессионалы, оно должно поддерживать людей, которые способны повести за собой молодежь.Тема работы с молодежью вызвала активное обсуждение. Участники круглого стола отметили необходимость развития уже действующих в городе проектов – мобильного трудового отряда, православного проекта "Ковчег", трудоустройства несовершеннолетних. Параллельно рождались новые идеи организации досуга и воспитательной работы с привлечением интересных людей, представителей общественных и религиозных организаций и так далее. Ю. Б. Филимонов:– Считаю, что замечательны многие проекты, реализованные и в других городах, одно из направлений – молодежные биржи труда. Нечто подобное у нас реализовано в проекте "Мобильный трудовой отряд главы города". Хотя не в том масштабе, каком хотелось бы. Необходимо наличие прежде всего бюджетных средств на то, чтобы привлечь молодежь к зарабатыванию своих денег. Определение перспективы и жизненного вектора должно очень серьезно воспитывать молодежь и препятствовать ее радикализации. Лично мое мнение – такие проекты очень важны и должны быть реализованы в том числе и в нашем городе. Оксана Филипповна Оборовская, гл. редактор газеты "Губкинская неделя":– Полностью соглашусь с Юрием Борисовичем: никогда не нужно успокаиваться и необходимо нам, взрослым, поколению, которое ответственно за молодежь, за то поколение, которое сменит нас, обязательно об этом подумать. Я согласна с Игорем Ивановичем, что молодежь должна задавать правильные вопросы. Зачастую мы не знаем, что их интересует. Считаю, что нужно проводить больше встреч с интересными людьми, взрослыми, которым есть что сказать молодежи и ответить на большинство интересующих их вопросов. Согласна с теми, кто сегодня говорил, что незанятость и одиночество порождают стремление найти себя в чем-то экстремальном. На это тоже нужно обратить внимание. В заключение встречи О. Ф. Оборовская поблагодарила всех за активное участие в обсуждении темы и предложила представителям учебных заведений в качестве еще одного направления идеологической работы перенести формат традиционных встреч сотрудников газеты с читателями в молодежную аудиторию.
 
Подготовили Алла НАЗАРОВА и Ирина КОРЧЕВСКАЯ