Обычная картина: простаивая с родителями в очередях, приходя в гости друг к другу, на переменах в школе и даже на уроках дети не выпускают из рук смартфоны, планшеты. Подрастающее поколение это считает нормой. А вы, взрослые?

Технический прогресс: в помощь или во вред?

Обычная картина: простаивая с родителями в очередях, приходя в гости друг к другу, на переменах в школе и даже на уроках дети не выпускают из рук смартфоны, планшеты. Подрастающее поколение это считает нормой. А вы, взрослые?
 
Многие родители с гордостью сообщают окружающим, что их ребенок в совершенстве овладел смартфоном, не играет со всякой ерундой – у него планшет с развивающими играми, электронная азбука, в общем, "дорогие развивающие игрушки". Но, как выясняется, не все так уж и безоблачно во взаимоотношениях наших отпрысков с электронными устройствами. Более того, есть поводы для тревоги.
Давайте разберемся в нюансах с помощью специалистов.
 
НЕ ГОВОРИТ, НЕ ОБЩАЕТСЯДжамиля Чолпонбаевна Халитова, психолог школы № 1:
– Можно назвать как плюсы, так и минусы использования подростками гаджетов, компьютеров и т. д., однако хотелось бы остановиться на их отрицательном влиянии на молодое поколение.
Первое, на что обращу внимание родителей, – это отрыв от реального мира. Дети все чаще пропадают в мире виртуальном, предпочитая общение в социальных сетях живому. А для становления личности подростка живое общение – это решающий фактор! Контакт с человеком посредством электронного устройства – это не есть полноценное общение, так как люди лишены возможности личного контакта, выражения эмоций и чувств, ощущений. Живые эмоции подменяются графическими знаками (смайлы, пиктограммы). Таким образом, у ребенка формируется эмоциональная и чувственная инфантильность, неумение выстраивать нормальные взаимоотношения с окружающими людьми.
Несмотря на огромное количество развивающих игр, которые предлагают нам создатели техники, при злоупотреблении они могут сыграть злую шутку. Если учитывать, что основной способ познания ребенком окружающего мира – это деятельность (сопряженная тем же живым восприятием, ощущением, эмоциями), то о таковой не идет речь, если ребенок сидит за компьютером и все его действия сводятся к управлению мышкой.
Еще одна опасность, которая подстерегает детей и их родителей, – психологическая зависимость (интернет-зависимость, телефонная зависимость и т. д.). Многие недооценивают ее, хотя любая зависимость страшна одинаково (как и алкогольная, табачная, наркотическая), потому что имеет под собой одни и те же психологические процессы и формируется по одному сценарию.
Как и в любом деле, к использованию всяких достижений цивилизации нужно подходить с умом и чувством меры.
Инна Викторовна Степанова, учитель-логопед детского сада "Солнышко":
– Тревожный звоночек: в последние годы родители все больше жалуются на задержку у детей речевого развития: они позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% четырехлетних детей, сегодня у 25%! Специальная логопедическая помощь нужна в каждой группе детского сада. И такая картина наблюдается не только в нашем городе. Ухудшение ситуации идет во всей стране, в мире. А виной тому – технические устройства, заменившие бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой.
Привычная картина, когда взрослые усаживают детей перед экраном или дают им планшет, телефон, смартфон – поиграть или посмотреть мультфильмы. Ситуация всех устраивает: ребенок занят, взрослым не мешает. И родители искренне недоумевают, когда начинаем говорить на эту тему, мол, какая разница, кто разговаривает с ребенком – человек или герой мультфильма? Он же все равно слышит речь!
Огромная разница! Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении! Когда малыш не только слушает чужие слова, но и видит артикуляцию, эмоции, отвечает другому человеку. Причем включается в диалог не только слухом, но и всеми своими действиями, мыслями, чувствами. Речевые звуки, не обращенные ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают к действию – они остаются пустым звуком. Поэтому сегодня перед нами, логопедами, педагогами, и перед родителями в первую очередь стоит задача свести к минимуму "общение" с гаджетами и начать как можно больше общаться с ребенком вживую, чтобы он смог накопить определенный багаж знаний, сформировать словарный запас. Малыш должен научиться рассказывать, пересказывать, проигрывать определенные жизненные ситуации.
Конечно, полностью отказываться от технических средств не стоит – это наша современная жизнь, но и забывать про чтение сказок и общение на разные темы со своими детьми не следует.
 
СЛОВО УЧЕНЫМ
Буквально на днях были обнародованы результаты исследований южнокорейских ученых, установивших, что после длительного пользования смартфонами у детей может возникнуть косоглазие. Поводом к исследованию послужили значительно участившиеся обращения юных пациентов с косоглазием в клиническую больницу при государственном университете Чоннам. В 9 из 12 случаев симптомы исчезали в течение двух месяцев после того, как ребятам запрещали пользоваться этими аппаратами.
Ученые рекомендовали разрешать детям использовать смартфоны не более получаса подряд, устраивая длительные перерывы для отдыха глаз.
В самой компьютеризированной стране мира – Японии – врачи и психологи уже подняли тревогу: электронные устройства могут разрушить связь между поколениями! Не секрет, что люди все больше отдают предпочтение электронным игрушкам, которые им предлагают огромный спектр развлечений. И здесь человек машине не конкурент. В итоге дети и их родители уже не могут предложить друг другу что-либо более интересное и заслуживающее внимания, и это может стать причиной полного игнорирования друг друга!
Японские ученые из университета Тохоку, изучая МРТ юных любителей посидеть у телевизора, обнаружили, что у них происходят негативные изменения в той части мозга, которая отвечает за вербальный интеллект, т. е. за возможность анализировать, систематизировать и воспроизводить информацию в виде речи.
Исследование британского логопеда Салли Уорд доказало, что дети, у которых любимой игрушкой с рождения были гаджеты, к трем годам отставали в развитии от своих сверстников на целый год.
Ученые утверждают, что ребенок обязательно должен много двигаться, собирать конструктор и пазлы, играть в куклы и машинки. Если вся его деятельность ограничена лишь электронными гаджетами, то многие нейронные связи просто не образуются.
И все ученые сходятся в одном: проблема детей и электронных устройств заключается в... лени и неграмотности родителей. Ведь это они, зачастую не желая заниматься детьми, подсовывают им телевизоры, телефоны, ноутбуки либо, по своей неграмотности, делают это, будучи уверенными в абсолютной пользе электронных приспособлений, и не считают нужным устанавливать какие-либо рамки. Родителям необходимо больше интересоваться детской психологией и физиологией. А самое главное – им следует помнить, что никакое ноу-хау не заменит ребенку живого общения.
 
Подготовила Алла НАЗАРОВА