В минувшие выходные, 22 – 26 февраля, работники ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" совершили 520-километровый пробег на снегоходах до печально знаменитой 503-й сталинской стройки в Красноселькупском районе, приурочив данное мероприятие к 5-летию образования Общества и Году экологии в России. 

Бараки в поселке Долгом, в которых жили строители-заключенные При-полярной железной дороги в начале 50-х годов прошлого столетия.

Фото из архива ООО "Кынско-Часельское нефтегаз"
Губкинский – Кынское

Снегоходный пробег – довольно-таки хлопотное и затратное мероприятие, но чертовски захватывающее и увлекательное. А чтобы провернуть это дело с максимальным эффектом и драйвом, нужны люди, точнее целая команда единомышленников-энтузиастов. ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" оказалось в этом плане на высоте, сумев собрать отличную команду, способную совершить быстрый марш-бросок в Красноселькуп и вернуться домой без потерь "в живой силе и технике". 

Разумеется, все нюансы и детали предстоящей "спецоперации" тщательным образом прорабатывались, поэтому проблем не возникло ни на одной из стадий пробега. 21 февраля часть снегоходной техники была загружена на бортовой длинномер "Урал" и отправлена на Кынское нефтегазоконденсатное месторождение. На следующее утро из Губкинского в ту же сторону выехала колонна автомашин с участниками, техникой, горючим, одеждой, продуктами питания и прочим необходимым скарбом. Возглавил команду энтузиастов генеральный директор ООО "Кынско-Часельское нефтегаз" Сергей Сличный. 

– В прошлом году мы совершили первый пробный пробег на снегоходах, поняли, как это может быть интересно и захватывающе, – объяснил мотивацию своей команды Сергей Вячеславович. – Свой нынешний пробег мы посвящаем Году экологии в России, и это неслучайно. Компания "Роснефть" успешно реализует ряд программ, повышающих экологическую безопасность региона. Эта работа будет продолжена. 

Ехали мы на северо-восток, на опорный базовый пункт Кынского месторождения, удаленный от Губкинского более чем на 300 километров. К сожалению, газетная строка не в силах передать атмосферу и настроение, что царили в этом сугубо мужском коллективе. Люди испытывали сильный душевный подъем и радость, вызванные сменой обстановки, грядущими испытаниями и причастностью к одному большому общему делу. 

– Сегодня, в день нашего юбилея, я испытываю чувство гордости за свой коллектив, – говорит Сергей Вячеславович, – потому что он справляется со всеми производственными задачами, горжусь тем, что он трудолюбив, молод и полон энтузиазма. Я желаю всем нашим работникам крепкого здоровья, благополучия в семьях и оптимизма. Впереди у нас большая работа, но я уверен, что мы ее осилим.  
  
К вечеру того же дня колонна успешно преодолела так называемый верховой зимник, автомобильную дорогу-времянку в 106 км изо льда и снега для доставки грузов и оборудования на нефте- и газопромыслы, и въехала на территорию опорного базового пункта Кынского месторождения. Тут же началась подготовка к пробегу: снегоходы были сняты с "Урала" и прицепов автомобилей, заправлены и проверены. Далее – быстрый ужин и отбой.

Кынское – Красноселькуп 

Ранним утром, 23 февраля, состоялся долгожданный старт пробега: 

14 мощных скоростных снегоходов с ездоками выехали в сторону опорной базы Фахировского месторождения, также находящегося в ведении ООО "Кынско-Часельское нефтегаз". Автору данного повествования посчастливилось проехать со снегоходчиками первые 40 километров пути и прочувствовать весь азарт, драйв, а местами – и безумие этой затеи. 

Снегоходный пробег – это, во-первых, скорость. На относительно ровной местности снегоходчики двигались чрезвычайно быстро. И это при сильном встречном или боковом ветре и снеге! Эмоции, которые вызывает подобная езда, невозможно передать словами: здесь и мальчишеский восторг, и удивление, и азарт, и страх, и бог весть что еще. Нечто подобное испытываешь, к примеру, во время прыжка с парашютом из вертолета: тот же свист и отсутствие всякой предсказуемости. 

Во-вторых, это ощущение нереальности происходящего. Скорость – автомобильная, но ты находишься не в салоне, а на улице, и с удивлением наблюдаешь, как весь ландшафт летит в тартарары. И наконец, в-третьих, снегоход дарит ездоку редкую возможность прочувствовать весь рельеф местности, так сказать, на собственной шкуре. Все кочки, ямы, косогоры и перекаты – твои, причем в буквальном смысле этого слова. Ошибся в управлении – и снегоход на боку, а ездок на земле. К счастью, серьезных травм и ушибов за всю по-ездку не случилось.  

Но в моем случае это приключение, увы, продлилось совсем недолго: на Фахировском месторождении 
я сошел с дистанции, а снегоходчики продолжили путь-дорогу в Красно-селькуп длиною сто с лишним километров. 

Красноселькуп – Долгий

В тот же вечер участники пробега благополучно добрались до места ночлега и отдыха. Но перед этим их ожидал теплый прием в МУП "Совхоз "Полярный" и местном краеведческом музее, где представлена вся история района. На торжественном мероприятии по случаю прибытия снегоходчиков Сергей Сличный поблагодарил гостеприимных хозяев за радушный прием, увлекательную экскурсию по залам музея и интересную концертную программу.
Кульминацией этой встречи стала передача Красноселькупу и местной школе-интернату ценных подарков от ООО "Кынско-Часельское нефтегаз". Сергей Вячеславович особо отметил важность установления добрых взаимоотношений между красноселькупцами и работниками Общества, связанных единой судьбой на ямальской земле. 
На следующее утро снегоходчики отправились к одной из главных достопримечательностей Красноселькупского района – бывшему поселку Долгому, где в 50-е годы прошлого столетия жили заключенные, строившие так называемую Приполярную железную дорогу. До печально знаменитой сталинской 503-й стройки – 40 км, туда снегоходчики добрались сравнительно быстро. Увидели и запечатлели на фото и видео экспонаты под открытым небом: паровозы и вагоны, бараки, где жили узники ГУЛАГа, деревянную баржу и другие артефакты той эпохи. Пожалуйста, прочитайте об этом периоде нашей истории, ведь мы, потомки, должны ее знать. 

Кынское – Губкинский

Дорога назад, на Кынское месторождение, заняла весь оставшийся день. Пройдя почти 250 километров пути, снегоходчики добрались до опорной производственной базы и смогли наконец перевести дух и поделиться впечатлениями. Здесь их ждали друзья-товарищи, без которых это мероприятие вряд ли было бы возможным.  

Судя по отзывам большинства участников снегоходного пробега, наибольшее впечатление на них произвели прием в селе Красноселькуп и объекты 503-й сталинской стройки.  Суммировал впечатления Сергей Сличный: 

– Все вернулись на базу живыми и здоровыми – это самое главное. Мы также рады тому, что достигли всех своих целей: увидели Красноселькуп, пообщались с интересными людьми, посетили стройку, проехали сотни километров по тундре и тайге. Все, что мы планировали, получилось. И погода не подвела. Но мне особенно приятно было оказаться в одной компании с такой сплоченной и надежной командой. Все устали, но это приятная усталость.   

26 февраля все участники пробега благополучно вернулись в Губкинский. Действительно, подуставшие, но жутко довольные тем, что пережили это незабываемое снегоходное приключение.

P. S. Автор статьи просит отнестись с пониманием к отсутствию упоминаний имен и фамилий всех организаторов и участников пробега в данной статье, ведь таковых более двух десятков человек.