Правовая грамотность для каждого потребителя – вещь необходимейшая. И еще – бдительность. За безграмотность, невнимательность и пассивность потребителю приходится не просто платить, а переплачивать.

Куда улетают денежки?

Рисунок: Флла Назарова
Сегодня немало найдется поставщиков различных услуг, которым не дает покоя слава Остапа Бендера, знавшего четыреста сравнительно честных способов отъема денег у сограждан. Клиенту, как говорится, не мытьем, так катаньем пытаются навязать какие-либо услуги. Иногда – путем убеждения, а иногда и с нарушением закона.

Проблемы у нас начались после подключения сыну новой сим-карты: время от времени суммы начислений превышали абонплату, но незначительно. Поначалу этот факт тревоги не вызвал: я решила, что сын выходит за лимит интернет-трафика. Обеспокоенность появилась, когда ежемесячный счет вырос на 600 рублей. Изучение распечатки и личного кабинета показало, что сыну подключили какие-то мобильные подписки, о которых он вообще ничего не знал.

На вопрос, откуда взялись подписки, если их никто не подключал, консультант мобильного оператора ответил, что подключение может происходить автоматически, когда человек проходит по ссылке, присланной в СМС, или скачивает какие-либо приложения из Интернета.

Проведя инструктаж с сыном, я уплатила насчитанную сумму, отключила через личный кабинет все мобильные подписки и установила запрет на платный контент. Вскоре мы уезжали в отпуск, поэтому я авансом внесла абонплату на три месяца вперед и... через полтора месяца обнаружила долг на счету телефона! Опять мобильные подписки! Мальчишка в полном недоумении – в роуминге телефоном фактически не пользовался (впрочем, и дома у него телефон чаще всего где-то лежит, за что сын от меня периодически получает нагоняи, когда не могу дозвониться), мобильным Интернетом и подавно – ноутбук и Wi-Fi всегда под рукой. Утверждает, что ничего не скачивал, никаких СМС от контент-провайдеров не открывал – все удаляет не читая. Парень взрослый, серьезный, никогда в сочинении небылиц замечен не был, так что повода не верить нет, тем более, что ранее уже имел место разговор на эту тему.

И тогда я решила посмотреть в Интернете, сталкивался ли кто-нибудь с подобной проблемой. Оказалось, что подключение платного контента без согласия и ведома клиента – проблема вселенского масштаба! Особенно часто попадаются на удочку дети и пенсионеры (даже сложилось впечатление, что целенаправленно вычисляется аудитория, с которой можно проворачивать такие вот делишки). Практически во всех случаях причиной непонятных списаний были навязанные услуги контент-провайдеров или другие сторонние услуги, причем зачастую потребителю не предлагались ни информация об услуге и ее стоимости, ни выбор – согласиться или отказаться от нее, просто подключали автоматически. Или есть еще один хитрый ход: при подключении новой сим-карты «для ознакомления» подключают кучу услуг, которые являются бесплатными во время тестового периода, а через месяц-два включается счетчик. Например, могут заменить гудок на музыку. Если потребитель не слишком продвинутый, не посмотрел в личном кабинете, что у него там подключено и сколько это стоит, так и будет платить и недоумевать, откуда что взялось.

Я снова начала муторную переписку с провайдером. Муторную потому, что каждый раз на очередное письмо отвечал новый консультант, который не удосуживался прочитать предыдущую переписку, поэтому все письма шли, как под копирку – с одними и теми же разъяснениями, как и в каком случае могла автоматически подключиться мобильная подписка. А на мой вопрос, почему игнорируется подключенный запрет на платный контент, никто не отвечал, равно же как и на вопрос, почему оператор нарушает Федеральный закон «О связи». Дело в том, что в этом законе четко прописано, в каком случае подключение мобильных подписок законно. Статья 44 гласит, что оказание контентных услуг возможно исключительно «с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг». До получения такого согласия «оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг».

В нашем случае ничего подобного не было, на что я в электронной переписке в личном кабинете указала провайдеру и потребовала вернуть мне на счет излишне уплаченную сумму (а это более 1200 рублей!).

Деньги мне вернули. Да вот осадочек-то остался...

Купила сыну сим-карту другого провайдера и теперь регулярно проверяю в личном кабинете, какие услуги подключены.