В постановлении Верховного Суда РФ от 1 февраля 2017 г. № 29-АД16-14 принято решение о том, что компании, которые не следуют межотраслевым правилам по охране труда на автотранспорте, должны быть оштрафованы.

Согласно обстоятельствам дела, после установления фактов нарушения предприятием норм трудового законодательства главным государственным инспектором труда (по охране труда) выданы предписания об устранении данных нарушений, однако учреждение не выполнило их и было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи и принятым им решением согласились.

Факт невыполнения в установленный срок предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подтверждается собранными по делу доказательствами.

В жалобе директор учреждения заявлял о незаконности некоторых пунктов предписания мотивируя тем, что требования Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте не должны на них распространяться, поскольку учреждение в соответствии с Уставом и законодательством Российской Федерации не является субъектом деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов и пассажиров, а также по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств и не может быть субъектом административной ответственности в связи с невыполнением требований названных Правил.

Оставляя без изменений вынесенные решения, вместе с тем Верховный суд РФ указал, что в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации разработаны Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте.

В пункте 1.1.2 данных Правил перечислены организации, на работников которых они распространяются. К таковым относятся автотранспортные организации, автотранспортные цеха, участки иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также предприниматели, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров. Также Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом, в части требований, изложенных в подразделе 2.4 Правил.

При этом пунктом 1.1.4 данных Правил предусмотрено, что они устанавливают на территории Российской Федерации требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств, производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.

Таким образом, в силу указанной нормы требования, установленные названными Правилами, обязательны для соблюдения не только при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, предоставлении услуг по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств, но и при эксплуатации автотранспортных средств, производственных территорий и помещений.

Согласно же материалам дела основным видом деятельности учреждения является деятельность в области стандартизации и метрологии. При этом учреждением эксплуатируются автотранспортные средства, производственные территории и помещения.

Таким образом, довод заявителя о незаконности предписания об устранении нарушения требований, предусмотренных Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, обоснованным признать нельзя.