У вас возникли проблемы с управляющей компанией? Вода из крана течет очень слабо и с непонятными примесями? Вы обратились в ТСЖ, а вам отказывают в получении информации? Вам выставляют счета на оплату общедомовых нужд и отказываются объяснить, откуда взялись эти суммы? Кто же должен помочь в решении этих проблем?

Эти вопросы призван решать Государственный жилищный надзор. Органы государственного жилищного надзора организуют и проводят проверки по выполнению указанных требований, принимают меры по пресечению и устранению выявленных нарушений.

Основным органом государственного жилищного надзора является региональная Государственная жилищная инспекция (ГЖИ). Кроме того, на территории каждого муниципального образования существует муниципальный жилищный контроль, в компетенции которого "организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами".

Для того чтобы обратиться в органы Государственного жилищного надзора и контроля, необходимо написать либо отправить на сайт Госжилинспекции, органа местного самоуправления обращение или заявление в соответствии с установленными общепринятыми требованиями (анонимные заявления по закону не рассматриваются). Органы Государственного жилищного надзора и контроля имеют право провести по вашему заявлению проверку и на основе ее результатов выдать предписание о прекращении нарушений, либо составить протокол об административном правонарушении и привлечь виновных к административной ответственности, либо направить в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Кроме того, органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, о признании договора управления данным домом недействительным.

По вопросам неправомерности и необоснованности установления, изменения и применения тарифов на коммунальные услуги граждане могут обращаться в Федеральную службу по тарифам или ее региональные органы. В том числе это можно сделать в сети Интернет на сайте ФСТ http://www.fstrf.ru. По вопросам, касающимся защиты прав потребителей коммунальных услуг, граждане могут обращаться в органы Роспотребнадзора. Территориальные органы Роспотребнадзора на основании материалов проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора, могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг либо вступать в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, для дачи заключения по делу в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ.

Жалоба на управляющую компанию может быть направлена в муниципальные или региональные органы власти, в Государственную жилищную инспекцию, в прокуратуру, в региональную службу по тарифам, другие органы.

Жалоба может быть подана в письменной форме или в форме электронного документа. При необходимости для подтверждения доводов, приведенных в жалобе, к ней прилагаются документы и материалы или их копии. При поступлении жалобы в соответствующий орган она должна быть зарегистрирована в трехдневный срок, о чем обычно сообщается подателю жалобы. Если решение вопроса, указанного в жалобе, не входит в компетенцию того лица, которому она подана, жалоба в семидневный срок перенаправляется в орган или должностному лицу, которые правомочны решать эти вопросы, о чем направляется уведомление заявителю.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель. По жалобе дается обоснованный ответ в письменной форме или в виде электронного документа по адресу электронной почты, указанному в жалобе.