В минувшем году в Губкинском зарегистрировано 59 фактов мошенничества, в этом – уже 19.
Все чаще ямальцы становятся жертвами мошенников – сводки пестрят сообщениями об обманутых, лишившихся немалых сумм. И наш город здесь не исключение. Мы уже неоднократно писали о схемах обмана, размещали рекомендации специалистов, как не попасться на удочку мошенников, но пострадавших меньше не становится. Как говорится, повторение – мать учения. Напомним о самых распространенных на сегодняшний день видах мошенничества.
1. Покупка товаров и услуг через Интернет. Преступники размещают объявления о якобы предоставляемых услугах или создают лжемагазины. Цены значительно меньше средних на рынке аналогичных товаров и услуг должны насторожить, равно же как и отсутствие отзывов в сети Интернет об этом продавце (поставщике услуг), малый срок работы интернет-магазина, отсутствие каких-либо реквизитов, данных, контактов хозяев магазина.
Много ложных частных объявлений: люди продавцам переводят деньги за какое-то приобретение, но обещанной посылки не получают. Не всегда и наложенный платеж помогает – нередки случаи, когда посылки приходят с содержимым, мягко говоря, не соответствующим покупке.
2. Использование преступниками объявлений самих потерпевших. Очень распространенная в последнее время схема, когда звонят по объявлению, предлагают внести задаток, чтобы "застолбить" покупку, и для перевода задатка начинают предлагать продавцу совершить некие операции через банкомат, сообщить СМС-пароли, секретные коды и прочую конфиденциальную информацию. Бывает даже, что "задаток" реально поступает на счет, но потом "покупатель" сообщает, что "по ошибке" перевел слишком много денег и хочет вернуть излишне уплаченную сумму. В итоге вместе с излишком со счета уходят все деньги.
3. Телефонные мошенничества. Первый вариант – когда кто-то звонит и сообщает, что ваш близкий попал в беду (совершил правонарушение) и ему требуется некая сумма, чтобы выпутаться из ситуации. Старый, но по-прежнему эффективный способ отъема денег у населения.
Второй вариант – на телефон приходит СМС "Ваша карта заблокирована, перезвоните по телефону..." Человек звонит, на другом конце провода представляются консультантами банка, задают умные вопросы, "переводят" звонок на "специалиста службы безопасности", тот выспрашивает секретную информацию по карте, опять же предлагает совершить ряд операций у банкомата, после чего подключается к личному банковскому интернет-кабинету "клиента" и... уводит со счета деньги.
Как максимально обезопасить себя от мошенников? Понятно, что и на старуху бывает проруха, но соблюдение двух нехитрых правил поможет минимизировать риски. Первое – быть бдительным. Второе – быть грамотным в вопросах работы финансовых продуктов. Не поленитесь, досконально изучите, как работают "Сбербанк-онлайн", "Мобильный банк", как мошенники могут воспользоваться вашей картой, какую информацию ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать посторонним.
 
Алла НАЗАРОВА