С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в законодательстве по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции. В ходе рабочего визита в Губкинский разъяснение нововведений для читателей газеты дали представители департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО.

Контроль за оборотом алкогольной продукции

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в законодательстве по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции. В ходе рабочего визита в Губкинский разъяснение нововведений для читателей газеты дали представители департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО.
 
Начальник управления лицензирования, декларирования и контроля за оборотом алкогольной продукции департамента Александр Земских рассказал об изменениях в области лицензирования:
– С 2015 года функция по лицензированию рыночной продажи алкогольной продукции передана в региональные органы, что помогло принять более действенные меры по усилению контроля за оборотом алкогольной продукции на территории округа.
Стоит отметить, что за прошедший год департаментом рассмотрено 224 заявления по вопросам предоставления, продления и переоформления лицензий. Из них прошли проверку 210, а по 14 заявлениям было вынесено отрицательное решение в связи с несоответствием лицензионным требованиям и по другим причинам. Также в процессе работы департамент приостановил действие 17 лицензий из-за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции.
Что касается в целом объемов реализации спиртных напитков на территории ЯНАО, можно сказать следующее: в сравнении с 2014 годом изменилась структура потребления. Наблюдается снижение потребления пива и напитков на основе пива и в меньшем объеме потребление крепких алкогольных напитков.
Сократилось и количество лицензиатов. Сейчас на территории ЯНАО их зарегистрировано 485. Но в то же время отмечается увеличение обособленных подразделений лицензиатов, на территории которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Это говорит о том, что розничная продажа алкогольной продукции укрупняется, то есть торговое предприятие открывает по 2 – 3 торговых объекта. С одной стороны, это упрощает лицензионный контроль, с другой – отмечается рост сетевых предприятий, торгующих горячительными напитками. С учетом концепции РФ в части снижения потребления алкогольной продукции, думаю, что увеличение торговых точек не является положительным моментом. Поэтому будем надеяться, что те мероприятия, которые направлены на снижение потребления алкогольной продукции, позволят и в 2016 году снизить потребление спиртных напитков.
С 1 января ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система, содержащая информацию об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) расширяет уровни своей работы. Начальник отдела лицензирования Антон Тихонов подробно рассказал об изменениях в работе системы:
– В 2015 году были внесены существенные изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Основные изменения направлены на введение ЕГАИС на предприятия розничного звена и оптовиков (она существует с 2006 года, но ее действие распространялось только на производителей и импортеров).
Введение данной системы направлено на борьбу с оборотом контрафактной алкогольной продукции и будет проходить поэтапно.
С 1 января 2016 года индивидуальные предприниматели обязаны подтверждать только факт закупки пива и пивных напитков. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, также с 1 января 2016 года обязаны подтверждать факт закупки, а розничную продажу – с 1 июля 2016 года. Организации, осуществляющие розничную продажу в сельских поселениях, должны подтверждать факт закупки с 1 января 2016 года, а розничную продажу – с 1 июля 2017 года.
Надеемся, что с 1 января 2016 года все наше предпринимательское сообщество, задействованное в обороте алкогольной продукции, в полной мере готово к нововведениям, потому что оборот алкогольной продукции, не учтенной в ЕГАИС, является административным правонарушением. Нарушители будут привлекаться к ответственности.
Несмотря на все принимаемые государством меры, нет полной гарантии, что приобретенный товар не является контрафактным. В связи с чем Александр Земских особо отметил:
– По информации Росалкогольрегулирования, наличие контрафактной продукции возможно в любом торговом объекте. Это необязательно связано с тем, что сама организация или предприниматель умышленно идет на нарушение закона. Существуют всевозможные варианты поступления нелегальной продукции в оборот. Это, например, продажа контрафактной продукции напрямую розничной торговле или оптовикам. Поэтому и вводится многоуровневая система учета алкогольной продукции. Есть и вероятность употребления гражданами некачественного алкоголя с акцизными марками, которые каким-либо образом попали в незаконный оборот и были использованы преступным сообществом с целью максимальной подделки. И если потребитель видит, что на приобретаемом напитке неровно наклеена этикетка или существуют какие-то другие визуальные отклонения от стандартов, то необходимо обязательно проинформировать соответствующие органы. Можно обратиться в департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО с целью проверки данной продукции на ее законность. Все это нужно осуществлять в частном заявительном порядке. Выявление контрафактной алкогольной продукции является основанием для проведения проверки сотрудниками полиции и департамента. Каждый потребитель должен понимать, что приобретенная продукция не всегда может быть легальной. Поэтому следует быть внимательными.
 
Записала Айгуль ВАЛИЕВА