Можно даже не сомневаться, что этот амбициозный проект войдет не только в российскую, но и в мировую историю.

На сегодняшний день ямальский порт Сабетта не имеет аналогов в мире.

Знакомьтесь: порт Сабетта

Выросший на западном берегу Обской губы Карского моря порт Сабетта – уникальный международный морской транспортный объект, крупнейший из всех существующих в полярных районах. Он обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов, их проход по Северному морскому пути.

Его строительство началось в рамках грандиозного проекта по добыче, сжижению и поставкам природного газа "Ямал СПГ" в 2012 году, первые грузовые суда порт принял уже через год, завершение строительства планируется в этом году.

Поскольку порт будет принимать суда довольно внушительных размеров, потребовались масштабные дноуглубительные работы. Завершились они в прошлом году. Была сформирована акватория вспомогательных и грузовых причалов, подходной канал шириной 315 м и отметкой дна минус 15,1 м, морской канал шириной 205 м и отметкой дна минус 15,1 м. Общий объем дноуглубительных работ составил порядка 70 миллионов кубометров.

Сабетта уже фактически функционирует в штатном режиме и готов обслуживать перевалку грузов и прием всех судов, газовозов ледового класса. В конце марта первую швартовку к газовому терминалу порта совершил первый в мире ледокольный танкер для перевозки сжиженного природного газа "Кристоф де Маржери". Доклад капитана танкера С. Зыбко об успешном завершении ледовых испытаний и первой швартовке к терминалу в ходе прямого телемоста принимал лично президент страны В. Путин.

Это уникальное судно "Совкомфлота", предназначеное для обслуживания проекта "Ямал СПГ", по своим характеристикам не имеет мировых аналогов. Ему присвоен ледовый класс Arc7 – самый высокий среди существующих транспортных судов. Газовоз способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра. "Кристоф де Маржери" может круглогодично следовать по Севморпути в западном от Сабетты направлении и на протяжении шести месяцев (с июля по декабрь) – в восточном. Ранее период летней навигации в акватории Севморпути ограничивался четырьмя месяцами и только при наличии ледокольного сопровождения.

Министерство транспорта России рассчитывает, что порт Сабетта в ближайшее десятилетие станет крупнейшим грузовым хабом для поставок по всем направлениям – как на восток, так и на запад. С учетом строительства и запуска завода "Ямал-СПГ" он обеспечит оборот порядка 18 млн тонн ежегодно (первую очередь завода планируется запустить в этом году).

Дальнейшее развитие порта связывают с развитием железнодорожного сообщения по ветке от Бованенковского месторождения до порта, а также строительством Северного широтного хода. Эти два проекта позволят еще на 25 миллионов тонн увеличить грузооборот порта.