Известный ямальский путешественник Андрей Меньшиков решил пересечь Россию с востока на запад. От идеи проделать путь на импортном внедорожнике он сразу отказался – его акция посвящена 75-летию Победы, а значит, транспорт должен быть не просто отечественным, а произведенным в СССР.

Неудачная экспедиция известного ямальского путешественника

Фото из архива Андрея Меньшикова

Пробег стартовал еще 1 марта во Владивостоке, и, если бы всё шло по плану, наш земляк был бы уже на полпути к конечной точке – Калининграду. Автопробег «Страна огромная. Россия от края до края» должен был завершиться в конце мая, однако, как говорится, человек полагает, а Бог располагает…

Из столицы Приморья я собирался добраться до Певека. Затем сменить транспорт и ехать дальше на юг, до Дербента. Оттуда – в Калининград. Весь путь я намеревался проделать на машинах и мотоциклах советской эпохи. Конечно, личного автопарка раритетных авто у меня нет, поэтому я рассчитывал на помощь местных автомобилистов. Проехав часть пути, я должен был оставить авто в условленном месте, чтобы владелец мог его потом забрать. В идеале мой маршрут должен был «перекрестить» всю Россию, – поведал в телефонном разговоре «Красному Северу» член ямальского отделения РГО Андрей Меньшиков.

Увы, черная полоса невезения началась еще во Владивостоке и преследовала нашего земляка вплоть до возвращения на Ямал. Сначала он подвернул ногу на скользкой дороге, да так сильно, что не мог ни сесть, ни стать. Врачи наложили путешественнику гипс, и он целую неделю провалялся в койке на квартире у своих приморских знакомых. Не повезло и транспортом. Северянин заранее договорился с одним местным жителем, что тот предоставит ему свою «Волгу».

Меньшиков 2.jpeg

Я пришел за ключами, а машина в ремонте. Чтобы привести ее в порядок, потребовалось бы слишком много времени. Поэтому я решил пешком дойти до Спасска-Дальнего, где меня ждала другая «Волга», – рассказывает ямалец.

Преодолев почти 200 километров, Андрей Меньшиков вновь был разочарован. Его ждала вполне исправная машина, но… без документов. Наш собеседник решил не рисковать и продолжил путь – где пешком, а где и автостопом.

Так он добрался до Хабаровска. Лишь там ему улыбнулась удача. Правда, улыбка ее была мимолетной.

Получив ключи от старенького «ВАЗ-2104», путешественник отправился в Певек. Проехал совсем немного, когда у гордости советского автопрома полетел движок. Благо до Хабаровска было рукой подать, так что вскоре заглохшую «четверку» отбуксировали на исходную позицию. На ремонт ушло еще дней пять.

Меньшиков 3.jpg

После стольких испытаний, казалось, что все беды уже позади. Ямалец предвкушал увлекательную поездку и встречи с местным населением. Он успешно достиг Якутска и взял курс на Магаданскую область, рассчитывая добраться до зимника, ведущего к Певеку.

Очередная беда настигла нашего героя в поселке Усть-Нера, практически на границе республики. Нет, на этот раз ничего не сломалось, и сам путешественник был абсолютно здоров, но до России добралась эпидемия коронавируса. Кордонов еще не было, но Андрей Меньшиков решил, что не стоит искушать судьбу и повернул обратно.

Я вез с собой фотографии, документы военных лет, надеялся пообщаться с жителями различных местностей, поговорить о подвиге народа, пополнить свое собрание новыми материалами. Из-за карантинных мероприятий такое общение стало невозможным, и моя поездка лишилась смысла. На обратном пути я с трудом добрался до Читы. К тому моменту уже всюду стояли блокпосты, полиция проверяла документы, в города было уже не заехать. Поток машин на трассе значительно сократился. Легковых почти не осталось. Так 5 апреля моя экспедиция была поставлена на паузу. Сейчас я нахожусь в Новосибирске (разговор записан 8 апреля. – Прим. авт.), пора возвращаться домой, в Пурпе. Поездом я решил не ехать – чтобы не подцепить вирус и самому кого-нибудь не заразить, лучше добираться на попутках. Как доберусь – сразу уйду на самоизоляцию.