Первый заместитель директора департамента образования автономного округа Сергей Бойченко провел региональное родительское собрание по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации 2017 года. В режиме видео-конференц-связи специалисты департамента образования автономного округа ответили на вопросы родителей выпускников 9 и 11 классов, которые возникают при подготовке одиннадцатиклассников к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) и девятиклассников – к Основному государственному экзамену (ОГЭ) государственной итоговой аттестации (ГИА). Предлагаем ответы на те вопросы, которые более всего волнуют учащихся и их родителей:

Главные вопросы и ответы о ЕГЭ

– Что изменится для выпускников в процедуре проведения государственной итоговой аттестации в 2017 году?
– В проведении ЕГЭ существенных изменений не планируется, особенно для ребят, которые будут сдавать экзамены. Процедура проведения экзамена остается прежней, не изменился и минимальный порог баллов для получения аттестата. Незначительные изменения будут в структуре контрольно-измерительных материалов (КИМ) по некоторым предметам. Эти изменения носят технологический характер, в частности, будет увеличено количество пунктов проведения экзаменов, где КИМы печатаются в аудиториях.

На Ямале уже на протяжении двух лет используется эта технология. Кроме того, увеличится количество аудиторий, из которых будет идти трансляция экзамена в онлайн-режиме на веб-портале SMOTRIEGE.RU. За счет дополнительных средств, выделенных из бюджета, планируется установка спутникового оборудования на труднодоступных территориях.

Есть некоторые изменения в организации ЕГЭ для выпускников прошлых лет. В этом году экзамен для них будет проводиться с 23 марта по 7 апреля, дополнительные сроки для сдачи – с 20 июня по 1 июля. 

В досрочный период ЕГЭ будет проходить на базе трех пунктов проведения экзаменов, определенных Рособрнадзором: в Салехарде, Новом Уренгое и Ноябрьске.

Существенных изменений в процедуре ГИА-9 также не произойдет. Нововведением будет то, что все девятиклассники должны успешно сдать четыре экзамена, только в этом случае они смогут получить аттестат об основном общем образовании.

– Во многих учебных заведениях при поступлении засчитываются баллы за итоговое декабрьское сочинение. Где можно получить это сочинение на руки?
– Результаты сочинений, изложений и ЕГЭ вносятся в единую федеральную информационную базу, к которой подключены все высшие и среднеспециальные учебные заведения. При приеме документов они обязаны проверить результаты ЕГЭ в базе, а при необходимости и перепроверить сочинение. Поэтому копировать, заверять и везти с собой сочинения не нужно. При подаче заявления в вуз необходимо указать о своем желании представить итоговое сочинение в качестве индивидуальных достижений. Таким образом, вуз будет обязан ознакомиться с сочинением в федеральной информационной системе и учесть эти результаты. Если необходимо просмотреть сочинение самому, то можно это сделать на портале SMOTRIEGE.RU с помощью специального сервиса. Инструкция о работе сервиса размещена на сайте Департамента образования ЯНАО.

– На протяжении трех лет выпускники сдают ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровнях. Планируется ли разделение на базовый и профильный уровень ЕГЭ по русскому языку. Если да, то когда?
– Пока нет никаких изменений в проведении ЕГЭ по русскому языку, и в ближайшей перспективе они не планируются. Фактически этот экзамен тоже имеет два уровня по минимальным порогам набранных баллов. Для получения аттестата о среднем общем образовании необходимо набрать 24 балла, а чтобы поступить в вуз, установлен минимальный порог 36 баллов.

Будет ли разделение ЕГЭ на базовый и профильный уровень по другим предметам? Пока никаких официальных данных по этому поводу нет.

– В 2017 году планируется проведение Всероссийских проверочных работ в 11 классе по нескольким предметам. Будут ли результаты этих работ влиять на итоговую отметку в аттестате? Если нет, то зачем загружать выпускников лишней подготовкой?
– Действительно, в апреле для 11-классников пройдут Всероссийские проверочные работы (ВПР). Они проводятся уже второй год и не являются государственной итоговой аттестацией. Это контрольная работа, задания для которой составляются на федеральном уровне и выполняют ее школьники по всей стране. В прошлом учебном году проводились проверочные работы по математике, русскому языку, окружающему миру для 4 классов, в октябре прошлого года – по русскому языку для второклассников.

В этом году ВПР пройдут в апреле и мае для четвероклассников по тем же трем предметам, что и ранее, для пятиклассников по четырем предметам: русскому языку, математике, истории, биологии, для одиннадцатиклассников по пяти предметам: физике, химии, биологии, географии, истории. Даты проведения проверочных работ уже определены. Демоверсии заданий уже есть в свободном доступе на федеральном информационном портале Всероссийских проверочных работ https://vpr.statgrad.org/

Оценки за проверочные работы не выставляются в журнал, поэтому они не смогут повлиять на четвертные, годовые и оценки в аттестате. Но до сведения родителей результаты будут обязательно доведены. Они могут быть полезны детям, если они сдают ЕГЭ по этим предметам, и родителям для определения дальнейшей образовательной траектории своих детей.

ВПР – это своеобразный срез знаний наших выпускников по всей стране. Проводить и проверять эти работы будут школьные учителя, которые как раз и вели предмет в данном классе. Результаты выполнения ВПР должны использоваться для самодиагностики учителей, для совершенствования преподавания учебных предметов в конкретной школе и в целом в муниципальной и региональной системах образования.
Для снижения нагрузки школам рекомендовано скорректировать тематическое планирование таким образом, чтобы ВПР были проведены вместо годовых контрольных работ или экзаменов, которые проходят в рамках промежуточной аттестации.

– Почему в качестве обязательного предмета при сдаче ЕГЭ вводят иностранный язык, а не отечественную историю, например?
– Разговоры о необходимости введения дополнительного обязательного предмета в ЕГЭ продолжаются на протяжении нескольких лет. В частности, были инициативы от депутатов Федерального Собрания РФ добавить экзамен по истории в качестве обязательного, поскольку все мы – граждане РФ и знание истории своей страны необходимо для усиления гражданской позиции, патриотических настроений... Пока это обсуждается. На сегодняшний день вопрос о введении ЕГЭ по истории в обязательные предметы пока не решен. Что касается иностранного языка, то это один из значимых элементов школьного образования, который является не просто средством общения, но средством развития памяти, интеллекта ребенка. Тенденции к принятию обязательным ЕГЭ по иностранному языку существуют, потому что он необходим для открытого общемирового общения. Вообще расширение перечня обязательных предметов для сдачи ЕГЭ планируется к моменту полного перехода старшей школы на уже действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. И данный переход будет завершен только к 2022 году. Как скоро появятся дополнительные обязательные экзамены, покажет жизнь.

– Насколько оправдано проведение экзаменов под наблюдением видеокамер?
– Проведение экзаменов под наблюдением видеокамер – это уже не новшество, а будни. Система видеонаблюдения стала неотъемлемой частью нашей жизни, видеокамеры есть во многих общественных местах. Видеонаблюдение во время проведения экзаменов необходимо для достижения их открытости и объективности, а также предупреждения и оперативного выявления нарушений на всех этапах проведения. Мы все понимаем, что ЕГЭ должен быть честным. Видеофиксация – это дополнительная гарантия того, что определяющим итогом ГИА каждого учащегося являются его собственные знания. Кроме того, анализ результатов ЕГЭ в автономном округе за несколько лет, показал, что для ямальских выпускников введение системы видеонаблюдения не привело к серьезному ухудшению результатов, полученных на экзаменах.

– Может ли ребенок участвовать в сдаче экзамена в формате ЕГЭ, если родители не хотят давать согласие на обработку его персональных данных, которые требует школа?
– Давать или не давать согласие на обработку персональных данных своего ребенка – это право родителей. Проведение итоговой аттестации возможно и без него. Для этого пишется соответствующее заявление, аттестация для ребенка в этом случае будет организована в так называемом ручном режиме. После написания его работу упакуют в отдельный конверт и направят на проверку не в регион, а в Рособрнадзор. Сроки обработки этой работы соответственно будут дольше. И нужно знать, что в этом случае ребенок лишится права поступления в высшее учебное заведение. Согласно действующей нормативной базе вузы обязаны перепроверить информацию о сдаче ЕГЭ в федеральной информационной системе. В данном случае результатов ЕГЭ без согласия родителей в ней не будет. 

Хотелось бы отметить, что региональная и федеральная информационные системы защищены от несанкционированного доступа и утечки информации. Все лица, которые имеют право работать с персональными данными, несут за это персональную ответственность.

– Планируется ли использование информационно-коммуникационных технологий при сдаче ЕГЭ по информатике и другим предметам?
– Такая возможность Рособрнадзором рассматривается. В прошлые годы проводилась апробация процедуры экзамена по информатике и ИКТ в компьютерной форме. Технология сдачи ЕГЭ на компьютере отработана. Но для введения данной процедуры необходимо учесть все технические, методические, организационные аспекты разных регионов, еще раз проверить готовность техники и технологии, насколько подготовлены кадры, а также оценить возможности этой системы. Наша система образования применяет новые компьютерные технологии в штатном режиме. В планах это есть. Возможно, вскоре появятся пилотные регионы, где будет использоваться эта технология.

50015.jpg

– Для чего и с какой целью убрали тестовую часть экзаменов?
– В прошлые годы ЕГЭ подвергался достаточно серьезной критике на самых различных площадках, и как раз его тестовая часть, в которой ученики просто угадывают ответы. В настоящее время идет поэтапное исключение тестовой части из заданий ЕГЭ по всем предметам, чтобы при оценке знаний выпускников исключить элемент случайности и проверять не только объем усвоенных знаний ученика, но и его умение пользоваться ими.

– Если ученик с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) выберет экзамен в устной форме, его будет принимать выездная или созданная на базе школы экзаменационная комиссия?
– Разница между устной и письменной формой прохождения государственного выпускного экзамена заключается в том, что устный ответ участника ГИА записывается на аудионоситель, а письменный – на лист бумаги. И тот, и другой оцениваются двумя экспертами независимо друг от друга. В остальном разницы в процедуре проведения устного и письменного экзаменов нет. Современные технологии позволяют перенаправить как устный, так и письменный ответ. Поэтому нет никакой необходимости, чтобы экзамен принимала комиссия из округа.

– Будут ли результаты экзаменов по выбору влиять на оценки в аттестате?
– ГИА девятиклассников включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по двум учебным предметам по выбору учащихся. Для получения аттестатов с этого учебного года необходимо успешно пройти ГИА по всем учебным предметам. Изменения в порядок заполнения аттестатов не внесены, но находятся на стадии согласования. Согласно проекту изменений итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным предметам по выбору будут определяться как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок и выставляться в аттестат целыми числами. Таким образом, экзаменационная оценка будет влиять на оценку, которая выставляется в аттестат. Например, годовая оценка по предмету 3, экзаменационная 4, а их среднее арифметическое – 3,5. В аттестат пойдет оценка 4. Если годовая пятерка, а экзамен сдан на тройку, тогда в аттестат пойдет четверка.

– В случае неудовлетворительных результатов экзаменов по предметам по выбору планируется ли их пересдача в дополнительные сроки и сентябрьский период?
– Неудовлетворительный результат экзаменов по предметам по выбору начиная с текущего учебного года подлежит пересдаче как в дополнительные сроки (резервные дни), так и в сентябрьский период. То есть предусмотрено несколько попытокдля того, чтобы исправить ситуацию.

– Если выпускник планирует обучаться за рубежом и аттестат нужен ему уже в начале июня, он заинтересован в досрочной сдаче ЕГЭ. Какие для этого подтверждающие документы необходимо представить государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) и нужно ли их заверять нотариально?
– Два года назад в порядок проведения итоговой аттестации в 11 классе были внесены изменения. Согласно этим изменениям обучающиеся, желающие пройти аттестацию в досрочный период, могут быть допущены к ней решением педагогического совета. Но при этом учащиеся не должны иметь академической задолженности, в том числе за сочинение, и в полном объеме выполнить учебный план, то есть иметь оценки за 10 и 11 классы не ниже удовлетворительных. Таким образом, допуская выпускника к досрочной сдаче, школа гарантирует, что уже в феврале он усвоил образовательную программу в полном объеме и готов успешно пройти итоговую аттестацию. Поэтому никаких документов копировать и направлять в ГЭК не нужно, они также не требуются и для рассмотрения на уровне педагогического совета. Педсовет будет рассматривать этот вопрос только на основании уровня освоения ребенком образовательной программы. Самое главное – вовремя известить об этом руководство школы.

– Когда будет известно точное расписание экзаменов в 9 классах?
– Для проведения ГИА на всей территории России устанавливается единое расписание, которое утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Точное расписание станет известно по мере выхода соответствующего приказа. От родителей поступает много вопросов об изменении сроков проведения итоговой аттестации в 9 классах, потому что очень большой разрыв между экзаменами. К сожалению, под каждого ученика составить расписание экзаменов невозможно. Единое расписание действует на всей территории России, составляется с учетом праздничных и выходных дней.

– Когда прояснится ситуация с введением устной части ГИА по русскому языку за курс основной школы?
– Пока официальных документов по изменению формата ГИА-9 по русскому языку нет. В ряде субъектов РФ проводится апробация нового формата, на Ямале пока никаких изменений не будет, то есть в нашем автономном округе устной части экзамена по русскому языку в 2017 году не будет, экзамен будет письменным.

– Может ли выпускник 9 класса продолжить обучение в 10 классе после пересдачи экзамена в дополнительные сентябрьские сроки?
– Да, может. Для этого нужно обратиться с заявлением в образовательную организацию или в муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования. Допустим, в сентябре выпускник пересдал экзамен и хочет идти учиться дальше в 10 класс. Вдруг оказалось, что в этой школе укомплектованы все 10 классы, в этом случае на муниципальном уровне должны принять решение и предложить ему другую образовательную организацию. В любом случае выпускник 9 класса имеет абсолютно законное право продолжить обучение в 10 классе.

– Возможно ли уменьшение сроков получения результатов ГИА?
– Процедура проверки экзаменационных работ отработана, и это – колоссальный по объему труд. В автономном округе осуществляется перекрестная проверка работ между муниципалитетами, поэтому получение результата возможно только после обработки и проверки всех экзаменационных работ, в том числе с соблюдением сроков, которые обозначены в графике. Сроки обработки максимально оптимизированы, они не превышают 10 рабочих дней, которые предусмотрены порядком проведения ГИА. Мы стараемся работать оперативно.

– Надо ли сдавать ЕГЭ тем, кто хочет получить второе высшее образование?
– В соответствии с федеральным законом об образовании прием на обучение лиц, имеющих среднее либо высшее профессиональное образование, по программам бакалавриата и специалитета проводится по результатам вступительных испытаний. Форму и перечень таких испытаний определяет сама образовательная организация. Таким образом, для получения второго высшего образования ЕГЭ сдавать не надо.

– Каковы варианты дальнейшего обучения выпускников 9 классов, получивших на ГИА неудовлетворительный результат более чем по двум предметам?
– Такие обучающиеся по заявлению родителей могут пойти на повторное обучение в 9 класс или перейти на семейную форму обучения (с отчислением из школы со справкой) и осваивать программу самостоятельно.

– Какие могут быть причины, на основании которых вносится изменение в перечень экзаменов для одиннадцатиклассников после 1 февраля?
– Любые изменения в перечень выбранных экзаменов для 11 классов можно внести до 1 февраля, для его изменений после этой даты нужны серьезные основания. Очень сложно установить нормативными правовыми актами перечень конкретных причин, по которым можно внести изменения в список выбранных экзаменов, поскольку жизнь нельзя подвести под определенные циркуляры. Но порядками проведения ГИА-9 и ГИА-11 установлено, что уважительной причиной может быть болезнь или иные веские обстоятельства, подтвержденные документально. Для этого обучающийся не позднее, чем за 2 недели до начала соответствующих экзаменов, подает заявление в государственную экзаменационную комиссию и к нему прилагает документы, подтверждающие возникшую жизненную ситуацию. Уважительность причины определяется на заседании государственной экзаменационной комиссии путем обсуждения и открытого голосования. Мы стараемся идти навстречу ребенку, учитывая жизненные обстоятельства, но при этом надо понимать, что решение ГЭК будет окончательным и никто не гарантирует, что положительным.

Напомним, что заявления на прохождение ГИА-9 принимаются до 1 марта. Рекомендуем девятиклассникам свой выбор предметов для прохождения государственной итоговой аттестации делать осознанно и с прицелом на будущее.

– При неуспешной сдаче профильной математики можно ли будет пересдать ее в этом году?
– С 2015 года ЕГЭ по математике, которая является обязательным предметом, проводится на двух уровнях: базовом и профильном. Для получения аттестата необходимо преодолеть минимальный порог по математике и русскому языку. Таким образом, если обучающийся выбрал для сдачи оба уровня ЕГЭ по математике и получил неудовлетворительный результат по одному из выбранных уровней, то он не допускается к повторной сдаче ЕГЭ по математике в текущем году, так как уже имеет удовлетворительный результат по данному предмету. Если обучающийся получил неудовлетворительный результат по обоим уровням, то имеет право пересдать ЕГЭ по математике один раз, самостоятельно выбрав либо базовый, либо профильный уровень.

Напомним, что у всех участников образовательного процесса есть возможность задать вопрос по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников специалистам департамента образования автономного округа. Его можно направить по горячей линии в виде письменного обращения через официальный сайт или позвонив по телефонам: 8 (34922) 4-07-31 (11 класс), 3-03-80 (9 класс).

Также можно обратиться к муниципальным координаторам ГИА: главному специалисту отдела оценки качества образования управления образования Ольге Борисовне Майзит, т. 3-61-12 (ГИА-9), начальнику отдела оценки качества образования управления образования Ларисе Николаевне Оноприенко, т. 3-61-25 (ГИА-11). Вся информация по подготовке к государственной итоговой аттестации размещена на официальных сайтах: городского управления образования и департамента образования ЯНАО.


Полезные ссылки:
http://gia.edu.ru/ru/ – официальный информационный портал ГИА,
http://gia.edu.ru/ru/main/schedule_/schedule/index.php – проект расписания ГИА в 2017 году.