В рамках проекта "В эфире толерантное радио" в филиале Муравленковского многопрофильного колледжа состоялся радиоэфир, посвященный теме урегулирования конфликтов. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с состоявшимся разговором поподробнее.

В споре должна рождаться истина, а не вражда

В рамках проекта "В эфире толерантное радио" в филиале Муравленковского многопрофильного колледжа состоялся радиоэфир, посвященный теме урегулирования конфликтов. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с состоявшимся разговором поподробнее.
 
Напомним, что проект был инициирован преподавателями филиала колледжа. При поддержке общественной организации "Белая Русь", став совместным, радиопроект вошел в число победителей XV конкурса на предоставление субсидий из окружного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно творческому замыслу преподавателей колледжа студенты создают радиопередачи, зани-маются подготовкой материалов к радиоэфирам на темы знаменательных дат истории России, культуры и традиций разных народов, важных событий из жизни колледжа, знакомят друг друга с народной музыкой.
Радиотрансляции проводятся в учебном заведении уже несколько месяцев. В ближайшее время запланировано проведение радиопередач, посвященных теме урегулирования конфликтов, способов выхода из стрессовой ситуации. В качестве гостя первого радиоэфира ведущие пригласили педагога-психолога своего колледжа Татьяну Анатольевну Павлову.
 
Татьяна: Прежде чем начать наш разговор, давайте дадим определение понятию "конфликт".
Т. А. Павлова: Это понятие означает столкновение противоположно направленных целей, взглядов, мнений между оппонентами или субъектами. В частности, можно говорить о конфликте между студентами. Часто ли вы видите, что во время разговора обучающиеся дают друг другу возможность высказаться?
Евгений: Чаще всего они друг друга перебивают. Это может перейти в ссору или даже драку.
Т. А. Павлова: При разрешении спорной ситуации нельзя применять рукоприкладство. В ход может пойти соперничество или конкуренция, то есть принципиальное отстаивание позиции тем, кто ведет себя эмоционально сильнее и за кем остается последнее слово. Человеку, который так поступает, не важно, считает он себя правым или нет.
В любом случае мы должны использовать конструктивные методы выхода из конфликта. Такими могут быть сотрудничество, кооперация или компромисс. Что эти понятия, на ваш взгляд, означают?
Евгений: Это способы найти общий язык и обозначить свою позицию.
Т. А. Павлова: Правильно. Хочу заметить, что если конфликта избегать, то он не разрешится и все-таки заставит к себе вернуться. Еще один из вариантов урегулирования конфликта – позволить собеседнику "выпустить пар". Что это означает?
Татьяна: Дать выговориться, выслушать мнение другой стороны.
Т. А. Павлова: Верно. Многие педагоги используют этот метод. Хочу заметить, что действует способ не только в образовательном процессе, но и в жизни. В момент так называемого выпуска пара нужно говорить на тон ниже. Следуя этому, вы заметите, как собеседник возьмет с вас пример и начнет контролировать свои эмоции.
Евгений: Говорят, что, если повторить за собеседником высказанные им претензии, напряженность получится снизить.
Т. А. Павлова: Да. Этот метод можно назвать так: "Отражать, как эхо, смысл высказываний". Если человек идет на конфликт и ведет себя дерзко, он всему миру хочет донести, что у него имеется какая-то проблема. Когда оппонент произносит фразу наподобие: "Меня очень злит, что Ваня плохо себя ведет", следует повторить за ним сказанное. Человек поймет, что его услышали и быстрее успокоится.
Татьяна: Другой стороне можно также предоставить право выбора путей выхода из конфликтной ситуации.
Евгений: Или просто извиниться.
Т. А. Павлова: Согласна. Не надо бояться попросить прощения за то, что вы причинили кому-то боль. Даже если вы считаете, что этого не делали, все равно можно извиниться. Собеседник поймет, что вы не настроены категорично против него. Ваш взгляд лично для вас всегда правильный, и необязательно должно быть так, чтобы взгляды обеих сторон совпадали. Согласиться с мнением другого человека – признак того, что вы идете ему навстречу. Находились ли вы когда-нибудь в конфликтной ситуации?
Татьяна: Да. К сожалению, в таких случаях не всегда удается вести себя спокойно и мирно.
Т. А. Павлова: Вы по характеру спокойный или вспыльчивый человек?
Татьяна: Вспыльчивый.
Т. А. Павлова: Это означает, что Вам сложнее сдержать себя. Что Вы делаете для того, чтобы разрешить спорную ситуацию?
Татьяна: Не обращаю внимания на этого человека, потом он сам понимает, что неправ, и извиняется.
Евгений: Когда я оказываюсь вовлеченным в конфликт, я стараюсь спокойно разговаривать, но даже в этом случае не всегда получается уладить разногласия. Тем не менее разговор я продолжаю, и это иногда приводит к желаемому результату. Спор останавливается на определенной стадии и не доходит до применения физической силы.
Татьяна: Татьяна Анатольевна, Вы работаете в колледже уже четыре года, доводилось ли Вам за это время сталкиваться с конфликтными ситуациями между студентами разных национальностей?
Т. А. Павлова: Конфликтов на национальной почве между студентами, к счастью, не было. Тем не менее при поступлении в учебное заведение некоторые ребята разных национальностей думают, что к ним могут предвзято относиться именно по этой причине. Это предубеждение я стараюсь у обучающихся искоренить на групповых и индивидуальных занятиях, которые проводятся в рамках коррекционной работы, на занятиях по психологии общения, где изучается конфликтология. Ко мне обращаются студенты и за личной консультацией.
Татьяна: Какие вопросы чаще всего волнуют ребят?
Т. А. Павлова: Вопросы взаимоотношений с противоположным полом и родителями. Но это уже тема следующего разговора.
Татьяна, Евгений: Спасибо за беседу!
Т. А. Павлова: Спасибо за приглашение к разговору!
 
Лидия ЦЫВЕНКО