Окружной инновационно-технологический центр "Старт" создан в июне 2012 года для оказания поддержки лицам, имеющим инновационные бизнес-идеи, а также для оказания поддержки начинающим субъектам малого и среднего бизнеса нашего региона. За минувшие годы центр создал неплохую материально-техническую базу, запустил и развил программу бизнес-инкубирования и реально помог многим предпринимателям начать свое дело. Но есть и проблемы, с которыми ИТЦ должен справляться сегодня, чтобы не растерять весь свой потенциал развития дня завтрашнего.

Выстоять самому и помочь другим

Окружной инновационно-технологический центр "Старт" создан в июне 2012 года для оказания поддержки лицам, имеющим инновационные бизнес-идеи, а также для оказания поддержки начинающим субъектам малого и среднего бизнеса нашего региона. За минувшие годы центр создал неплохую материально-техническую базу, запустил и развил программу бизнес-инкубирования и реально помог многим предпринимателям начать свое дело. Но есть и проблемы, с которыми ИТЦ должен справляться сегодня, чтобы не растерять весь свой потенциал развития дня завтрашнего.
Более подробно о "Старте" и его перспективах мы поговорили с заместителем директора Дмитрием МАДЖАРОМ.
 
– Дмитрий Дмитриевич, в каких направлениях работает ИТЦ "Старт" и чем конкретно помогает предпринимателям в 2016 году? – Основной целью деятельности ИТЦ "Старт" в соответствии с уставом организации является развитие инновационного и инвестиционного потенциала нашего региона, приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Одна из ключевых задач для нас – это поддержка начинающих предпринимателей. В середине 2015 года ИТЦ "Старт" разработал и утвердил программу бизнес-инкубирования, по условиям которой субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются производственные и офисные помещения на льготных условиях. На начальном этапе наши резиденты (а на сегодняшний день это 47 предпринимателей и различных организаций) оплачивают лишь 20% себестоимости аренды помещений. Увеличение ставок арендных платежей за офисные помещения, находящиеся в жилой зоне города, происходит 1 раз в 3 месяца на 10%, за производственные, складские и офисные помещения, находящиеся на территории промышленной зоны, – 1 раз в полгода также на 10%, поэтому каждый наш резидент имеет возможность использовать необходимые ему производственные и офисные помещения на льготных условиях сроком от 2 до 4 лет соответственно. И только по прошествии указанного срока наши резиденты выходят на полную арендную плату, равную себестоимости.
 
– Имеются ли на сегодняшний день свободные офисы и производственные помещения в ИТЦ "Старт"? – Да, такие помещения есть: порядка 700 кв. м производственных площадей и несколько офисов, и мы работаем над привлечением новых резидентов. Но важно отметить, что у начинающих предпринимателей есть приоритетное право на получение от нас имущественной поддержки. Приведу пример. По истечении срока бизнес-инкубирования мы заключаем с предпринимателем договор коммерческого найма сроком на один год. Если на это помещение будет претендовать начинающий предприниматель, центр заключит следующий договор уже с ним. Таковы правила.
 
– Да, это справедливо. Чем еще можете помочь предпринимателям?
– Помимо имущественной поддержки и субсидирования, мы консультируем начинающих или действующих предпринимателей по юридическим вопросам, ведению бухгалтерии, методам получения государственной поддержки в реализации проектов.
Оказываем финансовую поддержку малому бизнесу, например, предоставляем субсидии и беспроцентные займы для реализации инновационных проектов, приобретения оборудования в лизинг. Приведу живой пример. У человека возникла бизнес-идея, но не было знаний и средств для открытия дела. Мы помогли ему написать бизнес-план, предоставили оборудование в лизинг. В процессе деятельности у предпринимателя возникла потребность модернизировать оборудование для улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости. Предприниматель вновь обратился к нам. На совете фонда было принято решение войти в этот бизнес с целью оказания финансовой помощи. Важно отметить, что основными задачами нашего центра являются оказание помощи начинающим коммерсантам, создание условий для реализации собственных проектов, но не управление их предприятиями, поэтому предприниматели вправе выкупить наши доли в своих бизнесах в любое время.
 
– То есть и сегодня предприниматели могут смело обращаться к вам за помощью? Какие документы они должны предоставить и существуют ли ограничения? – Одним из важнейших условий получения имущественной поддержки начинающих предпринимателей в ИТЦ "Старт" является наличие свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица на территории ЯНАО, выданное не ранее чем за год до обращения к нам. Потенциальный резидент должен относиться к субъектам малого или среднего предпринимательства. Других ограничений нет.
Любой предприниматель вправе претендовать на получение других видов помощи, например на получение финансовой поддержки при реализации инновационных проектов, а также любых консультационных услуг, предоставляемых центром. Подробную информацию мы готовы предоставить по телефону (34936) 3-27-57.
 
– Как в целом идут дела у ваших резидентов, сказывается ли на них финансовый кризис? – Будет лучше, если на этот вопрос ответят сами предприниматели.
Но мне приходилось слышать, что кризис бьет и по ним: спрос на товары и услуги заметно снизился, клиентов в офисах и магазинах меньше, чем в прошлые годы. Но надо отдать должное малому бизнесу, он борется, выживает, ищет новые пути развития. Например, неплохо идут дела у одного из наших резидентов, который занимается разведением перепелов. Сейчас он реализует перепелиное яйцо, но намерен продавать и мясо этой птицы.
Уверенно работают участки по производству корпусной мебели, приему-сдаче металлолома, изготовлению пэт-бутылок и пакетов, три станции технического обслуживания автомобилей, включая новый автосервис Bosch. Есть предприниматели, которые ушли от нас, потому что окрепли и даже смогли приобрести помещения в собственность. Это приятный момент, он говорит о том, что мы свою задачу выполнили и оказали поддержку предпринимателю, помогли ему.
Как и в любом деле, случаются и неудачи. К примеру, из-за сложностей в реализации пришлось приостановить проекты по производству туалетной бумаги и тротуарной плитки. Но я не считаю, что они абсолютно безнадежны, к ним можно вернуться позже, еще раз все взвесив и просчитав. – Кстати, о больших надеждах: будут ли реализованы проекты по строительству в Губкинском птицефермы и тепличного хозяйства, о которых много говорилось ранее? – К сожалению, реализацию проекта по строительству мясоперерабатывающего комплекса "Феникс" нам пришлось отложить на неопределенный срок, причина – неблагоприятная финансово-экономическая ситуация в стране, отсутствие финансовых средств. Но проектная документация у нас имеется.
Что касается тепличного хозяйства, ИТЦ "Старт" не принимал непосредственного участия в разработке и реализации данного проекта, все эти вопросы должен был взять на себя инвестор. Но запуск данного производства в Губкинском пришлось отложить по аналогичным причинам – финансовым.
Надеюсь, что эти и другие перспективные начинания все-таки будут реализованы. Они важны для нас тем, что решают вопросы диверсификации экономики, обеспечения продовольственной безопасности, создания новых рабочих мест, обеспечения собственных нужд в качественных продуктах питания и так далее. Сейчас мы ищем инвесторов, стараемся привлечь внимание к городу и Ямалу. И определенный интерес к нашим идеям есть.
 
– Но не устареет ли проект той же птицефабрики за то время, пока идет поиск инвестора? – Существует договоренность с разработчиком о том, что в случае необходимости проектная документация по "Фениксу" может быть доработана и актуализирована.
– Спасибо за интервью!
Беседу вел Ирек Насыров