Январь для Музея освоения Севера – особое время: 1 января 1996 года он впервые распахнул свои двери для губкинцев и гостей города. Традиционно его сотрудники начинают новый год новыми выставками и интересными мероприятиями. Не стал исключением и нынешний.

Манящий мир кукол и старых открыток

Фото: Гульдар Галимова
30021.jpg   30022.jpg30023.jpg30024.jpgКуклы-обереги. Культура и история
В выставочном зале музея 3 января открылась выставка кукол «Народный календарь», где представлены куклы, выполненные губкинскими мастерицами в традиционной русской манере.

Экспозиция знакомит посетителей с историей возникновения и развития куклы-оберега. Куклы на Руси издревле занимали особое место, без них не проходил ни один праздник или гулянье, их использовали при проведении традиционных народных обрядов, берущих начало еще с древней языческой Руси.

Обрядовые куклы помогут посетителям музея ознакомиться и с народным календарем, который являлся для наших предков системой времяисчисления и назывался месяцесловом (слово о месяцах, временах года). Народный календарь – это часть народной культуры. Он охватывал все периоды крестьянской жизни, где каждому из них соответствовали свои обычаи и суеверия, традиции и приметы, сопровождаемые молчаливыми оберегами – куклами.

Все работы выставки представляют собой экспозиционное единство, но в то же время каждая кукла подчеркивает индивидуальность творческого замысла автора, несет особую смысловую нагрузку.

30025.jpg30026.jpgЭкспозиция «Народный календарь» дополнена предметами традиционного русского крестьянского быта, лоскутными панно и другими экспонатами из фондов Губкинского музея освоения Севера, что еще больше подчеркивает ее уникальность и придает выставке особый колорит.

Раньше кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая. С раннего возраста, лет с пяти, девочки уже сами начинали вертеть своих куколок под руководством мам или бабушек. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных, хлопковых или льняных отрезков ткани, разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только в хорошем настроении и с любовью. По традиции при этом пели и загадывали желания.

Неразлучники – обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

Берегиня (хранительница семьи) вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.

Зернушка (Крупеничка) состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  
Подорожница — небольшая (3 – 5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.

Очистительная кукла помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.

Кукла-столбушка «Плодородие» делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и так далее. К ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал, и дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.

Десятиручка (имеет множество рук) помогает хозяйке все успевать по дому.

30027.jpg30028.jpgСтарые открытки – привет из прошлого
В теплые детские воспоминания погружает выставка открыток советского периода из фондов музея «На часах двенадцать без пяти». Она знакомит с обязательным атрибутом жизни россиян старшего поколения – почтовыми поздравительными открытками.

Когда-то ни один праздник не обходился без добрых поздравлений от друзей и родственников, отправленных на почтовых открытках. Годами они хранились в семьях как частица семейной летописи. Больше всего поздравительных посланий почтальонам приходилось разносить в канун Нового года. Они отличались разнообразными сюжетами и стилями исполнения.

От открытки к открытке меняются персонажи новогоднего действа: седой Дед Мороз, символизирующий уход старого года, первый лист календаря – символ наступающего праздника, но неизменным остается главный атрибут – новогодняя елка. Советские открытки неповторимы в своей доброй и милой простоте. Каждая из открыток – это трогательный привет из прошлого, уносящий в детские воспоминания, где еще верили в сказку о том, как дружны и веселы в новогоднюю ночь даже лесные звери: волк и лиса, медведь и заяц. Жаль, что сегодня эта традиция практически умерла.

Приглашаем жителей и гостей города посетить Музей освоения Севера и еще раз окунуться в атмосферу новогодних праздников, а также ознакомиться с историей прикладного искусства.

Немного истории
В советском прошлом было время, когда Новый год и все связанные с ним атрибуты – елка, открытки, гулянья – были запрещены. Осенью 1929 года Новый год и Рождество объявили обычными рабочими днями, а любое празднование называли буржуазной затеей. Новогодняя елка перешла на нелегальное положение, и те, кто не хотели лишать своих детей праздника, делали это тайно.

Ситуация изменилась в 1935 году, когда удалось убедить Сталина, что елка может превратиться в символ счастливого детства в СССР. Новый 1936 год уже встречала вся страна, нарядив елки и подписав самодельные открытки. Празднование Нового года стало неотъемлемой частью советской жизни.

Новую жизнь и особую агитационную роль советская новогодняя открытка обрела во время Великой Отечественной войны. Она стала олицетворением героико-патриотической символики, ведь необходимо было поднять дух бойцов и их близких в тылу. Даже сказочные персонажи не оставались в стороне от политической жизни страны: Дед Мороз на открытках гнал метлой или автоматами фашистов, а Снегурочка была медсестрой.

Подлинный расцвет советских открыток пришелся на 60-е годы: увеличилось количество новогодних сюжетов, Дед Мороз активно летал на самолетах и в ракетах, боролся за мир, водил поезда, разносил почту, пахал землю, строил БАМ, плавил металл.