Уникальный предмет был передан музею в 2004 году жителем стойбища Паяшата-Косамы Юрием Ховкувичем Пяком. Потертая кожа бубна хранит на себе следы тех времен, когда у каждого рода был свой шаман, говорящий с духами Севера...
Раньше шаманизм был самым распространенным культом у лесных ненцев, а стать шаманом, как правило, мог только человек особый, «избранный духами». Обучение шаманскому искусству могло длиться до 20 лет, нередко лишь к 60 годам ученик приобретал право называться шаманом. При этом комплекс его познаний охватывал теологию и правила проведения ритуалов, лечение болезней и гипноз, а сам он должен был быть достаточно артистичным, иметь хорошую память, интуицию, воображение и определенные физические особенности. Все эти познания шаман использовал при совершении обрядов, называемых камланием.
Вот как описывает лесная ненка, собирательница ненецкого фольклора Полина Гилевна Турутина обряд с использованием шаманского бубна: «Камлания всегда происходили в чуме в любое время дня и ночи, а продолжаться могли несколько часов. Приглашенные лица рассаживались вокруг в определенном порядке. Шаман надевал специальный костюм и головной убор, садился на оленью шкуру около костра, брал в руки колотушку и начинал бить в бубен. Удары сопровождались протяжным «Хов, хов, хов!», затем звуки затихали и духам начинали задавать вопросы. Иногда душа шамана путешествовала в мире духов, тогда он сам под аккомпанемент бубна описывал свое путешествие и разговоры с духами. Бывало, что покинутое душой тело шамана падало и лежало без движения до возвращения души».
Сегодня культ практически забыт, а таких ярких представителей этноса, как шаманы, просто не осталось, некоторые их функции выполняют в семьях старшие женщины. Наибольший урон традиционной вере лесных ненцев нанесла советская антирелигиозная кампания 30-х годов. Репрессии, направленные против служителей культа, почти полностью уничтожили мировоззрение и религию лесных ненцев. Страх открытого проявления своих религиозных представлений сохраняется у этноса до сегодняшнего дня.
В тему
Вечером у очага
Висит на стене бубен.
Хочется протянуть руку, ударить в него, но не решаюсь.
Сегодня многие бьют в бубен не для укрепления души,
а для наполнения желудка.
Кабы мой жест дети и внуки не восприняли как желание
пополнить семейную казну...
Висит на стене бубен… А так хочется в него ударить!
Юрий Вэлла, отрывок из художественно-этнографического мотива «Ставь чум выходом к солнцу»