Осень – особая пора для всех народов, чей быт тесно связан с землей и земледелием. Исключением не стала и культура белорусского народа, многие праздники, обычаи и традиции которого берут свое начало из событий земледельческого календаря. А одним из самых известных и любимых среди них и по сей день остаются дожинки.

Дожинки – праздник урожая

Фото из открытого интернет-источника

С давних времен дожинки означали конец жатвы, горячей уборочной поры и тяжелой работы, поэтому и отмечали этот праздник всегда с размахом. В последний день жатвы на поле собиралась компания жнецов – толока – добровольные помощники, среди которых были родственники, друзья и соседи. Самая старшая и уважаемая женщина показывала, где кому жать, и первой начинала работу. Каждый взмах серпом сопровождался специальными обрядовыми песнями.

Когда дело близилось к концу, проводился обряд «завивание бороды»: небольшую горсть колосьев оставляли на поле несжатой, ее завивали, заламывали или связывали различными способами. Этот старинный обычай связан с поклонением духу поля, который скрывается в последнем несжатом снопе.

Завершив обряд, жнецы и жницы начинали кататься по земле, по полю и просили сжатую ниву вернуть их силу. Затем последний сноп красиво наряжали и несли в дом хозяина поля. Среди всех жниц выбиралась самая красивая девушка, которая возглавляла шествие с дожиночным снопом. Хозяева встречали их хлебом-солью, а дожиночный сноп занимал свое почетное место под образами.

Традиция проводить дожинки оказалась настолько сильной, что ни годы, ни войны не смогли ее уничтожить.

В Беларуси праздник продолжает ежегодно широко отмечаться песнями, танцами, угощениями – блюдами национальной кухни. Сейчас при его проведении используют не только старинные народные обряды, но и элементы современной культуры.

Столь масштабный праздник урожая характерен лишь для Беларуси. Больше ни одна страна на постсоветском пространстве не празднует окончание жатвы с таким размахом.