Сочельник на исходе, венчающий Рождественский пост – Филиппов пост, в просторечии Филипповки. На следующий день –Рождество Христово, один из самых почитаемых православными праздников, второй по значению после Воскресения Христова в церковном календаре.Пост еще

Звезда Рождения Христова

Сочельник на исходе, венчающий Рождественский пост – Филиппов пост, в просторечии Филипповки. На следующий день –Рождество Христово, один из самых почитаемых православными праздников, второй по значению после Воскресения Христова в церковном календаре.Пост еще не закончился, и в этот день, 6 января, принято отказываться от пищи до первой звезды. Эта традиция связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не прописана. Пост же – это приготовление к празднику. Совсем не упоминаемая в богослужениях в первые дни сорокадневного поста, тема Рождества постепенно появляется и усиливается, и как будто чувствуется где-то вдали первый свет великой радости – пришествия в мир Бога во плоти."Нельзя сразу, а надо приуготовляться, а то и духовной радости не будет..." Разговляться принято сочивом или кутьей – зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами."В Сочельник обеда не полагается, а только чаек с сайкой и маковой подковкой. Затеплены все лампадки, настланы новые ковры. Блестят развязанные дверные ручки, зеркально блестит паркет. На столе в передней стопы закусочных тарелок, "рождественских", в голубой каемке. <...> Елку еще не внесли: она мерзлая, пока еще в высоких сенях, только после всенощной ее впустят".И в полную силу идут последние приготовления к празднику: наводится порядок в домах, с утра сделаны последние закупки для приготовления блюд к богатому праздничному столу. Век назад и более назад, до того как в советской стране Рождество было исключено из календаря праздников, на рынки возами и целыми обозами свозилась всякая всячина."Белят" ризы на образах: чистят до блеска щеточкой с мелком и водкой и ставят "праздничные", рождественские, лампадки, белые и голубые, в глазках. Эти лампадки напоминают мне снег и звезды. Вешают на окна свежие накрахмаленные шторы, подтягивают пышными сборками, – и это напоминает чистый, морозный снег. <...>Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче – белугу, осетрину, судачка, наважку; победней – селедку, сомовину, леща... У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество – свинину, все. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек, – "пылкого морозу". Рябчик идет, сибирский, тетерев-глухарь... А это солонина. И такой мороз, что и рассол-то замерзает..."К полуночи народ тянется к храмам – ко всенощной. Радостному богослужению, восхваляющему Рождение Христа. А на улице в это время – мороз, и как будто сама природа готовится к великому празднику, стараясь, чтобы эта ночь была ясной и тихой."– Вы прислушайте, прислушайте... как все играет!.. и на земле, и на небеси!..А это про звон он. Мороз, ночь, ясные такие звезды, – и гу-ул... все будто небо звенит-гудит, – колокола поют. До того радостно поют, будто вся тварь играет: и дым над нами, со всех домов, и звезды в дыму, играют, сияние от них веселое".Продолжительная церковная служба, храм полон народу. Свечи, свечи, запах ладана, торжественные песнопения. И наконец-то выносится на середину храма зажженная свеча и в окружении прихожан запевается тропарь праздника:"РОЖДЕСТВО ТВОЕ, ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ, ВОЗСИЯ МИРОВИ СВЕТ РАЗУМА..."В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: "Христос родился!", отвечая на них – "Славим Его!" Начинаются Святки – двенадцать праздничных дней до Крещения Господня, "от звезды и до воды"...А. ЕГОРОВ(В материале использованывыдержки из книги И. Шмелева "Лето Господне")