Этот снимок был сделан на праздновании пятнадцатилетия губкинского клуба рукодельниц "Дочки-матери": моя дочь Александра – в девичьем праздничном костюме Архангельской губернии конца XIX века, сшитом по выкройкам оригинала, я – в стилизованном русском костюме. Приуроченную к юбилейной дате выставку клуб посвятил русскому народному костюму и

Магия народного костюма

Этот снимок был сделан на праздновании пятнадцатилетия губкинского клуба рукодельниц "Дочки-матери": моя дочь Александра – в девичьем праздничном костюме Архангельской губернии конца XIX века, сшитом по выкройкам оригинала, я – в стилизованном русском костюме. Приуроченную к юбилейной дате выставку клуб посвятил русскому народному костюму и современному лоскутному, в изготовлении которого используются традиционные народные приемы, а иногда и выкройки. Благодаря этому проекту у нас и появилась возможность выйти в народ не в фабричном ширпотребе, а в таких костюмах.К сожалению, у русских практически утрачена традиция надевать народный костюм на какие-либо торжества, не говоря уж о повседневности. Сегодня, наверное, только в деревнях (и то далеко не в каждом доме), в бабушкиных сундуках можно отыскать костюмы, в которых щеголяли наши предки. И уж далеко не каждый отважится их надеть в люди. А жаль. Никакая супермодная вещь, и даже от-кутюр, не сравнится с шедеврами народного искусства. И не только из-за самобытной красоты: у народного костюма особая энергетика. Не случайно крой и декор народной одежды не менялся на протяжении веков. Либо чутьем, либо путем экспериментов, либо с опорой на уникальные знания о гармонии и устройстве мира, которые мы, неразумные потомки, сегодня утратили, народ создал максимально комфортную одежду с глубоким сакральным смыслом. Это мы слепо следуем моде, меняя цвета, фасоны, ткани, а в традиционной одежде все было четко определено и имело смысл: у женщин рубахи, сарафаны, поневы широкие, почти в пол – потому что женщина черпает энергию плодородия от земли-матушки, и ее одеяние – своего рода ловушка для этой энергии (а что можно зачерпнуть современной юбчонкой? Скорее растеряешь то немногое, что есть!); богатые узоры-вышивки на вороте, рукавах, по подолу, обильные украшения на шее, браслеты на запястьях – не только, или не столько для красоты, сколько для охраны хозяйки (равно же и хозяина одежды) от всякого рода проявлений враждебных человеку сил. Если сравнить с модной сегодня эзотерикой, все эти украсы приходятся именно на наиболее уязвимые в энергетическом плане места. Отсюда – строгое следование канонам вышивки, начиная от выбора цветовой гаммы и заканчивая сочетанием элементов. Особая тема – раскрой. Когда я впервые увидела, из каких элементов собирается русский косоклинный сарафан и как эти элементы размечаются на куске домотканого полотна, который традиционно имел ширину 40 см, я была просто ошарашена: раскладка выполнена с такой математической точностью, что при раскрое не остается ни единого обрезка, а все детали складываются как пазлы, образуя изумительной красоты одеяние, складки которого волнительно колышатся в такт женской поступи.   И таких особенностей в национальном костюме множество. Наверное, именно поэтому традиционная одежда так комфортна – она вроде как аккумулирует положительную энергетику, а мы инстинктивно это ощущаем.Тогда, на юбилее клуба, моя дочь впервые не просто примерила традиционный русский костюм (старинный чувашский из бабушкиного сундука она и раньше примеряла), а проходила в нем почти весь день. И девчонка почувствовала особую энергетику этой одежды! До сих пор она часто сокрушается, почему мы не носим национальные костюмы, почему у нас есть государственные праздники, есть Хеллоуин, День святого Валентина, но нет традиционных славянских, когда бы можно было нарядиться в рубаху и сарафан, а я и не знаю, что ответить.А действительно: почему?Алла НАЗАРОВА