Во время недавнего рабочего визита в Губкинский первый заместитель председателя Законодательного Собрания ЯНАО В. Н. Казарин провел встречу с руководителями управляющих компаний по проблемам, влияющим на качество оказываемых населению услуг.

Виктор Казарин: «Взаимные обязательства управляющих компаний и собственников жилья должны исполняться добросовестно, открыто и понятно».

Фото: Игорь Ружицкий
Виктор Николаевич рассказал об итогах этой встречи корреспонденту «Губкинской недели».
– Виктор Николаевич, такая встреча произошла впервые. Чем вызвана ее необходимость?
– Встреча вызвана тем, что обращения граждан с жалобами на качество работы управляющих компаний, на непонимание порой стоимости выполняемых работ, вопросы по обслуживанию и содержанию общего имущества собственников в жилых домах стали зашкаливать. В письменных и устных обращениях, на встречах с горожанами предъявляется очень много претензий. Понятно, что и руководители управляющих компаний, и сами жители вряд ли искусственно создают эти проблемы.

Я пытаюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, и поставил перед собой цель разобраться в проблемах, насколько они системны и что можно предпринять для их решения, меняя нормативно-правовую базу, возможно, меняя функционал договоров во взаимоотношениях управляющих компаний как с собственниками жилья, так и с энерго- и ресурсоснабжающими организациями.

– В чем Вы видите решение проблем?
– Понятно, что без доброй воли и желания управляющих организаций навести порядок со стороны в этой сфере городской жизни невозможно. В ходе встречи мы увидели огромный перечень проблем, с которыми ежедневно сталкиваются сами управляющие компании. Если их структурировать, то есть системная проблема – это отсутствие правового регулятора, который мог бы расставить правильные акценты в части оценки их работы.

Для того чтобы компания работала эффективно, нужно иметь в управлении достаточный объем жилья. Город небольшой, управляющих компаний много, и каждая, чтобы увеличить число потребителей услуг, снижает тарифы, при этом нужно понимать, что снижает не экономически обоснованно, а, так сказать, популистски, чтобы привлечь к себе внимание собственников жилья.

При разработке законодательства в этой сфере ожидалось, что в конкурентной борьбе будут выживать наиболее сильные компании, настроенные на оказание качественных жилищных услуг. Но мы имеем дело и с тем, что сами собственники жилья как другая сторона договора не вполне добросовестно реализуют свои права, некоторые их недооценивают или не знают. В итоге присутствует некий правовой провал. Администрация города не влияет на работу управляющих компаний и не имеет права вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Поэтому на встрече мы наметили проблемные вопросы, решая которые, постараемся повысить эффективность работы и улучшить качество услуг, оказываемых при обслуживании жилищного фонда. Но это будет зависеть от добросовестности в наших договоренностях. Я не вмешиваюсь в их хозяйственную деятельность, но как представитель законодательного органа хочу разобраться и в технологии, и в организационно-правовых аспектах, чтобы правильно сформулировать поправки, которые, возможно, необходимо внести в федеральное и региональное законодательство.

– Действительно ли это нужно решать на таком высоком уровне?
– Конечно же, есть вопросы, которые можно урегулировать путем договоренностей, не вторгаясь в хозяйственную деятельность, – выстроить взаимоотношения администрации города, управляющих компаний, собственников жилых помещений или тех, кто проживают в них на условиях найма либо поднайма. Должна появиться эффективная система взаимодействия, которая покрывалась бы взаимной ответственностью при оказании, принятии и оплате услуг. Но учитывая, что мы имеем дело с жилфондом, который уже признан аварийным, что есть дома, которые находятся в ветхом состоянии, и физический износ таков, что придется комиссией решать вопрос о признании их аварийными, нужно понимать, что одномоментно такой фонд не расселить. При обслуживании этого жилфонда нужно искать компромиссы, и здесь не обойтись без городской администрации – без поддержки, в том числе финансовой, в этих вопросах балансировать очень сложно. Поэтому будем изучать ситуацию, выходить с предложениями, в том числе к главе города и депутатскому корпусу, чтобы находить правильные с правовой точки зрения механизмы взаимодействия и поддержки собственников, которые оказались в сложных условиях – имеются в виду аварийные и крайне изношенные дома. Очень важно, чтобы обязательства, если мы доверились кому-то, исполнялись добросовестно, открыто, понятно, доброжелательно, чтобы взаимные упреки, если они возникают, разрешались цивилизованно.