Основная цель муниципального жилищного контроля – обеспечение горожанам возможности чувствовать себя комфортно и в жилье, и в микрорайонах. И эта работа требует немалых усилий.

Начальник отдела муниципального жилищного контроля Андрей Николаевич Протасов.

Фото И. Ружицкого
Прошедший 2016 год был для сотрудников отдела муниципального жилищного контроля совсем не скучным – и по объему документооборота, и по количеству рассмотренных обращений граждан. Много было вопросов, которые требовали внимания и возникали последовательно посезонно: весной борьба с наледями и сосульками на крышах зданий, затем устранение подтоплений придомовых территорий и цокольного пространства под домами, покос травы и подготовка к осенне-зимнему периоду, зимой очистка территорий от снега, а следом – от мусора... И все это динамично сменяется, а то и накладывается. При этом в отделе, включая руководителя, четыре специалиста.

Понятие "значительный объем" можно подкрепить несколькими цифрами. В течение года в отдел поступили на рассмотрение более 380 документов, подготовлены 97 проектов нормативно-правовых документов – постановлений и распоряжений администрации города. Рассмотрены 162 обращения и заявления граждан по различным поводам. Административных материалов за год составлено 35: 9 за несоблюдение правил содержания домашних животных, 21 за нарушение правил благоустройства, 5 за размещение афиш, плакатов, объявлений в неустановленных местах. Все протоколы направлены в административную комиссию, приняты предусмотренные законодательством меры реагирования.

Кроме того, сотрудники отдела сопровождают работу трех комиссий: по согласованию переустройства и перепланировок жилых помещений; по переводу жилого помещения в нежилое и, соответственно, обратно; по оценке и обследованию помещения с целью признания его жилым, пригодным или непригодным для проживания и признанию домов аварийными, подлежащими сносу или реконструкции. А с нынешнего года добавляется и четвертая – по проверке соответствия предъявляемым требованиям жилого фонда, в котором проживают инвалиды. По согласованию переустройства и перепланировок из 48 заявлений удовлетворены 35, по 13 было отказано из-за несоответствия требованиям действующего законодательства. По переводу жилого помещения в нежилое состоялись три заседания комиссии. Проведены 9 заседаний комиссии по оценке жилых помещений, рассмотрены все заявления, причем работа по этому направлению одна из самых сложных, поскольку регламент предусматривает заседание комиссии, осмотр объектов, работу с заявителями и собственниками помещений.

Что касается муниципального жилищного контроля, то за год проведены 45 проверок, из них 34 внеплановые. Внесено 26 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Исполнение предписаний находится на контроле, в случае если реагирования нет, инициируется привлечение виновных лиц к административной ответственности. Такие факты были, составлены и направлены в суд 18 исков о привлечении юридических лиц и их руководителей к административной ответственности за неисполнение законных требований.

Начальник отдела муниципального жилищного контроля Андрей Протасов, комментируя эти цифры, отметил низкий уровень ответственности и правового сознания собственников жилых помещений, которые хорошо знают свои права, но почему-то забывают об обязанностях. Замечание относится к нарушению жилищного законодательства, правил благоустройства и, что важно, к несвоевременности оплаты коммунальных услуг, из-за чего испытывают финансовые и материальные трудности и управляющие организации, и поставщик энергоресурсов филиал АО "Ямалкоммунэнерго". Но досталось и другой стороне:

– Не все управляющие организации добросовестно относятся к выполнению обязанностей по управлению многоквартирными домами, – резюмировал Андрей Николаевич. – Спектр жалоб населения очень большой, основная масса – невыполнение управляющими организациями обязательств, прописанных в договорах управления, по устранению течи кровли или протечек во внутридомовых коммуникациях – трубопроводах тепловодоснабжения, много заявлений о том, что двери подъездов неплотно закрываются и в подъездах холодно, отопительные приборы не обогревают или перемерзают, есть проблемы с теплоснабжением и обеспечением нормального температурного режима приборов отопления и микроклимата в жилых помещениях. При этом управляющие организации не принимают никаких мер, несмотря на имеющиеся заявки жителей. В каких-то случаях это объективные требования, но бывает, что управляющие организации оказываются заложниками систематических неплатежей населения и им фактически не на что выполнить нужные виды работ, особенно это касается бывших общежитий, которые ныне числятся многоквартирными домами коридорного типа. Жалуются граждане на то, что не убираются придомовые территории, в неудовлетворительном состоянии контейнерные площадки. А явление, которое произвело яркое впечатление, относится уже не к прошлому году: за неполный январь нынешнего года составлены уже 6 административных материалов, чтобы управляющие организации приняли меры по приведению в порядок подконтрольных контейнерных площадок. В безусловных "лидерах" опять-таки оказались три ООО "Жилкомсервис", но не только по поводу мусора: к сожалению, анализ обращений жителей показывает, что и жилфонд данными управляющими организациями обслуживается хуже, и проблем у них больше, и дольше всех в их фонде население в сильные морозы оставалось без воды. Низкие температуры держались долго, это существенно встряхнуло всю коммунальную инфраструктуру и показало массу слабых мест: были факты перемерзания не только труб холодной воды, но и горячей, и даже отопления. Зима показала свой суровый норов, коммунальная инфраструктура города в целом выдержала, но мы увидели, что данная сфера нуждается в динамичном развитии и регулировании.