В сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси может наступить кризис.

Легал – нелегал: не уверен – не езжай!

Первые разрешения на осуществление этой деятельности на территории автономного округа были выданы 7 декабря 2011 года.
С того момента на Ямале выдано 4192 разрешения, в том числе таксистам Губкинского – 308.
Однако на протяжении последних трех лет наблюдается тенденция снижения количества выданных разрешений: в 2012 году – 2431, в 2013 – 610, в 2014 – 238, в 2015 году – 183, за прошедший период нынешнего года – 82. Кроме того, в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, продажей автомобилей, на которые были выданы разрешения, по каким-то другим причинам сдано 1109 разрешений (в том числе в Губкинском 28, то есть теоретически в нашем городе легально работают 280 таксистов). А если учесть, что в конце 2016 года и в следующем году истекают сроки действия разрешений первой, самой массовой волны 2011 – 2012 годов, есть основания полагать, что через год-полтора в автономном округе может остаться меньше тысячи легальных перевозчиков.
И тут возникает вопрос безопасности поездок на такси. Не секрет, что в этой сфере работает масса бомбил. Законодательством же и подзаконными актами в целях обеспечения безопасности пассажиров установлено, что водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра. Ничего из перечисленного нелегалы не соблюдают, и в каком состоянии водитель или автомобиль, на котором нам приходится ехать, остается только гадать, а то и надеяться, что поездка закончится благополучно.
Но как отличить легальное такси? В соответствии с законодательством такси должно иметь на кузове специфическую цветографическую схему, то есть"шашечки", на крыше – опознавательный фонарь оранжевого цвета, на передней панели автомобиля справа от водителя должны быть размещены условия оплаты за пользование такси, визитная карточка водителя с фотографией, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Не помешало бы в иных случаях и наличие кассового аппарата. Но опять-таки не секрет, что не все легально работающие таксисты выполняют эти требования. Поэтому, как говорится, не уверен – не езжай...Департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции ЯНАО видит основными причинами складывающейся ситуации малоэффективные меры, принимаемые по выявлению и пресечению деятельности нелегальных перевозчиков, введение специальных требований к автомобилям и водителям и платы за выдачу разрешений. Однако потерять эту сферу услуг, востребованную населением, нельзя, и правительство округа предлагает органам местного самоуправления во исполнение своих полномочий обустроить в муниципальных образованиях специализированные стоянки для легковых такси и учитывать необходимость их устройства при проектировании и строительстве учреждений, мест массового пребывания людей и при реконструкции и развитии улично-дорожной сети. С другой стороны, ужесточится и борьба с нелегалами.
 
Игорь РУЖИЦКИЙ