В прошлом году управление экономики администрации города подготовило прогноз развития муниципального образования на 2016 год и на плановый период 2017 – 2019 годов. Анализ социально-экономической ситуации за предыдущие годы и девять месяцев текущего года позволяет сделать предварительные выводы о развитии муниципального образования в 2016 году и предусмотреть сценарий процессов в разных сферах его жизни на ближайшие три года.

Будем жить – будем развиваться

В прошлом году управление экономики администрации города подготовило прогноз развития муниципального образования на 2016 год и на плановый период 2017 – 2019 годов. Анализ социально-экономической ситуации за предыдущие годы и девять месяцев текущего года позволяет сделать предварительные выводы о развитии муниципального образования в 2016 году и предусмотреть сценарий процессов в разных сферах его жизни на ближайшие три года.
 
В целом макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования несколько отличаются от тех, которые были определены в прошлом году на 2016 – 2018 годы.
Прогноз учитывает ряд неблагоприятных факторов, связанных с изменением внешнеэкономической ситуации, которая непосредственно отразилась на экономике территории, включая сокращение темпов строительства, численности работающих на крупных и средних предприятиях города, ухудшение динамики показателей потребительского рынка.
 
Демографическая ситуацияСреднегодовая численность постоянного населения Губкинского за 2015 год составила 27 208 человек. Предполагается, что к концу 2016 года данный показатель увеличится на 196 человек и составит 27 404 человека. На динамику численности населения в прогнозном периоде влияют демографические процессы, происходящие в предыдущем и текущем годах. Важно отметить, что механический прирост населения в городе с 2015 года стал отрицательным, что обусловлено влиянием ряда факторов: выездом жителей на постоянное место жительства на "большую землю" после завершения трудовой деятельности; выбытием студентов к месту учебы как внутри области, так и в другие регионы России; возвращением украинских беженцев к местам своего постоянного проживания; кроме того, люди покидают город в результате реализации правительством ЯНАО программы по переселению жителей из районов Крайнего Севера.
Ежегодный средний темп прироста численности населения в плановом периоде составит 0,9%.
Общий прирост численности постоянного населения города в предстоящий трехлетний период составит всего 654 человека и в 2019 году в среднем будет 28 058 человек.
 
Промышленное производствоПромышленность города характеризуется моноотраслевой структурой и базируется на сырьевой составляющей. В среднесрочной перспективе промышленность останется ведущей отраслью, как и в целом по автономному округу, обеспечивающей экономическое развитие муниципального образования.
Ожидаемый в 2016 году рост объема отгруженных товаров промышленного производства по отношению к 2015 году составит 106%, что в натуральном выражении соответствует 21,4 млрд руб. В прошлом году рост промышленного производства составлял всего 102%. В плановом 2017 году рост достигнет 104%, а в 2019-м снизится до 101,6%, что обусловлено сокращением объема работ в секторе малого бизнеса. Инфляция и потребительский рынокВ городе работают 49 продовольственных и 99 непродовольственных объектов торговли, 21 объект смешанной торговли. Обеспеченность населения города площадями торговых объектов в текущем году составляет 159%.
Услуги общественного питания на территории муниципального образования оказывают 63 предприятия на 2849 посадочных мест, из которых: открытая (общедоступная сеть) представлена 40 объектами (на 1 299 посадочных мест); закрытая сеть – 23 объекта (1 550 мест). Обеспеченность посадочными местами составляет 260%, в том числе обеспеченность объектами общественного питания общедоступной сети – 118,8%.
По предварительной оценке в этом году розничный товарооборот по городу снизится до 7 220,1 млн руб., или на 2% к уровню 2015 года. Удельный вес розничной торговли и общественного питания в формировании товарооборота составляют субъекты малого предпринимательства – 73%, крупные и средние организации – 27%.
За 2016 год объем средств от реализации платных услуг, предоставленных населению города (без учета индивидуальных предпринимателей), составит приблизительно 911,6 млн руб., что на 0,5% больше по сравнению с 2015 годом.
В 2017 – 2019 годах среднегодовой рост объема платных услуг населению составит 104,4% – 103,5%. 81,5% объема платных услуг будут занимать услуги обязательного характера (жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, бытовые и услуги связи).
По прогнозу департамента экономики ЯНАО, в 2016 году темпы инфляции в автономном округе не превысят среднероссийские. Индекс потребительских цен в 2016 году составит 106,5% к декабрю 2015 года с последующим снижением до 104% в 2019 году.
 
Инвестиции в основной капиталПо предварительной оценке объем инвестиций в основой капитал за счет всех источников финансирования в 2016 году составит 2 100,3 млн руб. В прогноз-ном периоде в основной капитал пла-нируется направить: 2 627,2 млн руб. – в 2017-м, 2 373 млн руб. – в 2018-м и 2 446,6 млн руб. – в 2019 году.
При этом инвестиции в объекты производственного назначения почти в 5 раз превышают вложения в объекты социальной сферы.
Удельный вес инвестиций в жилищную отрасль в этом году составит 23,3% от общего объема инвестиций, вложенных в объекты социальной сферы. В прогнозном периоде ожидается рост доли до 44% в 2018 году и до 52% в 2019-м.
Капвложения в объекты коммунального строительства будут направлены на комплексное инженерное обеспечение микрорайонов города (строительно-монтажные работы по устройству сетей канализации, тепло-, водо- и газоснабжения).
Инвестиции на укрепление материально-технической базы отраслей социальной сферы: здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения – планируются от 15,9 млн руб. в 2016 году до 164,6 млн руб. в 2019-м. Средства будут направлены на проведение проектно-изыскательских работ на объектах "Стадион на 1 000 мест" в мкр. 15 и "Тропа здоровья" в городском парке культуры и отдыха "Юбилейный", около 6 млн руб. будут направлены на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Никольский сквер" в ландшафтном парке. 32,7 млн руб. планируется инвестировать в 2019 году на реализацию проекта "Коворкинг-сквер".
По прочим отраслям социальной сферы инвестиции в основной капитал составят: 17,7 млн руб. в 2016 году, 153,8 млн руб. в 2017-м, 179,4 млн руб. в 2018 году и 84,6 млн руб. в 2019-м. Данные капвложения будут направлены на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы на объектах "Городской архив" в мкр. 6, "Дворец бракосочетания" в мкр. 10, на реконструкцию пекарни "Дом хлеба" под административное здание в мкр. 14, совершенствование улично-дорожной сети и на комплексное благоустройство города.
Объем ввода жилья в плановом периоде покажет положительную динамику. В этом году планируется сдать 6,6 тыс. м2 жилья, или 136 квартир, что на 18% больше, чем в 2015 году. В прогнозном периоде ввод жилья составит: 2017 год – 11,91 тыс. м2, 2018 год – 11,68 тыс. м2, 2019 год – 14,93 тыс. м2.
 
Рынок трудаВ 2015 году отмечалась отрицательная динамика на рынке труда города Губкинского. Наблюдалось снижение численности экономически активного и занятого населения по сравнению с 2014 годом на 350 и 392 человека соответственно и составило 16 693 и 16 588 человек.
В 2016 году экономически активное население составит 15 467 человек, а занятое – 15 560. Сокращение численности занятых в экономике города происходит под действием оптимизации и модернизации производств в результате завершения работ и дислокации предприятий на другие территории, неэффективной системы расчетов предприятий топливно-энергетического комплекса по подрядам с сервисными компаниями и сложных экономических условий. Также на снижение показателя влияет миграция населения, которое уезжает из города, завершив свою трудовую деятельность.
Но при этом структура рынка в городе будет способствовать сохранению достигнутого относительно низкого уровня безработицы в пределах 0,6% от экономически активного населения.
Средний размер назначенных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделениях Пенсионного фонда РФ, увеличился с 18 824,9 руб. в 2015 году до 18 949,5 руб. в 2016-м. К концу прогнозного периода ожидается рост данного показателя на 27,1% к уровню 2016 года, что составит 24 087,8 руб.
 
Основные задачи органов местного самоуправления на прогнозируемый период– Реализация Стратегии социально-экономического развития города Губкинского до 2020 года, в том числе Инвестиционной стратегии города Губкинского, которая направлена на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения в экономику города инвестиций и организации новых форм поддержки предпринимательства в развитии инвестиционной деятельности. – Создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов, безусловное исполнение действующих обязательств и повышение эффективности бюджетных расходов.– Реализация мер по сокращению объектов незавершенного строительства на территории Губкинского. – Улучшение качества текущего содержания объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов. – Участие во всех операциях по организации и осуществлению практической деятельности по обращению с отходами, а также проведение мероприятий по повышению уровня информированности населения в сфере обращения с отходами и рациональному использованию природных ресурсов.– Совместно с автономным округом в рамках государственной подпрограммы ЯНАО "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в ЯНАО" организовать предоставление муниципальных услуг в городе по принципу "одного окна" через многофункциональный центр.
 
О. Нерубащенко,начальник управления экономики администрации города Губкинского