Наш молодой город развивается, рождаются новые традиции, и у жителей возникает потребность узнать историю своего региона. Музей взял на себя функцию своеобразного посредника между культурами пришлого и коренного населения.

Сотрудничество с жителями стойбищ

Губкинский музей освоения Севера функционирует в небольшом городе, расположенном в южной части Ямало-Ненецкого автономного округа на территории промышленной разработки месторождений нефти и газа – земель, испокон веков принадлежащих одному из самых малочисленных коренных народов Севера – лесным ненцам. Строительство города было начато в 80-е годы ХХ столетия в связи с развитием добычи углеводородного сырья, соответственно, основной состав жителей – новопоселенцы из разных регионов и практически отсутствует коренное население. Знания пришлого населения о культуре и традициях коренных жителей зачастую неверны или недостаточны.

Идея о том, что музей мог бы взять на себя функцию посредника в межэтническом общении, воплотилась в музейный проект "Соседи. Лесные ненцы". Основой для его реализации стали исследования хозяйственных и культурных традиций лесных ненцев. На начальном этапе музею удалось наладить контакт лишь с одной семьей лесных ненцев, семьей Пяк, проживающей на стойбище Дянки-Кой. Проводились полевые экспедиции на стойбище, научные исследования, анализ и обработка этнографического материала, приобретались предметы в фонды музея. Предпринимались попытки расширить количество информаторов за счет привлечения жителей других стойбищ, но такие контакты чаще носили эпизодический характер. Это было связано, главным образом, с удаленностью и труднодоступностью стойбищ, а также дефицитом финансовых и трудовых ресурсов.

Выходом из ситуации стала разработанная в музее технология самодокументирования этноса, которая позволяет на постоянной основе вести исследования с привлечением представителей из среды лесных ненцев к сбору и фиксации материалов по традиционной культуре. Уникальность технологии в том, что она дает возможность увидеть культуру изнутри, глазами самих носителей. Следует отметить, что музейный проект "Технология самодокументирования малого этноса" является обладателем гранта президента РФ.

Для реализации технологии самодокументирования на стойбищах Паяшата-косамы, Дянки-Кой, Хадутей, Пяку-Пур, Чебачка, Мандрик-яха, Рычи-яха, Нибы-яха были созданы опорные пункты музея, заключены договоры с жителями стойбищ, переданы им фото- и звукозаписывающая аппаратура, разработаны этнографические анкеты. На первом этапе специалисты музея вели обучение внештатных сотрудников из числа народа неща (лесные ненцы) приемам заполнения анкет и использования аппаратуры. Обработка, анализ и систематизация данных осуществлялись сотрудниками музея, которые, в случае необходимости уточнения информации, выезжали на стойбища.

Результаты научных исследований, полученные в ходе технологии самодокументирования, значительно расширили знания музейщиков о традиционном хозяйственно-бытовом укладе лесных ненцев. К примеру, большой интерес у сотрудников музея вызвал и тот факт, что в отличие от тундровых ненцев, которые, спасая оленей от гнуса в комариный период, объединяют стада и перекочевывают на обдуваемое ветрами арктическое побережье, лесные ненцы применяют другой прием – строят дымокуры – крытые загоны для оленей, в углу которых сооружают дымящий костер из мха и еловых веток.
230012.jpg
Часть полученных от коренных жителей сведений разрушает сложившиеся у пришлого населения стереотипы в отношении некоторых традиций и подтверждает факт влияния межэтнического общения. Принято считать, что при строительстве жилья с давних пор лесные ненцы определили свой выбор в пользу чума – переносного жилища конической формы. Среди традиционно кочующего народа в последнее время встречаются случаи использования стационарных построек. Так, жительница стойбища Хадутей Лилия Агичева (Пяк) построила в тайге современный деревянный дом, в котором имеется автономное отопление и электроснабжение. А лесной ненец Ховку Пяк установил баню у себя на стойбище Дянки-Кой.

В процессе долговременного сотрудничества с коренным населением выявлено множество интересных фактов, которые неоспоримо доказывают эффективность технологии самодокументирования малого этноса. По мнению специалистов музея, проведение комплексных исследований совместно с представителями лесных ненцев способствует расширению знаний о культуре друг друга, снижает уровень взаимного недоверия между коренным и пришлым населением, создает основу для конструктивного межкультурного диалога.

Внедрение технологии самодокументирования позволило получить в фонды музея около 2000 единиц фотоматериалов, отражающих традиционный хозяйственно-бытовой уклад лесных ненцев, большое количество документальных материалов, значительно пополнить фондовую этнографическую коллекцию музея, которая в настоящее время насчитывает около 300 предметов традиционно-бытовой культуры, соответствующих только данному хозяйственно-культурному типу этноса.

Материалы исследований, полученные с помощью технологии самодокументирования, легли в основу пяти научных сборников "Неща. Лесные ненцы", презентационной научно-популярной книги "Лесные ненцы", мультимедийного диска "Неща. Лесные ненцы", компьютерной игры и мультипликационного фильма "Тайку-путешественник" (слово "тайку" в переводе с языка лесных ненцев означает "берестяной короб"). Вся изданная музеем этнографическая литература широко используется в детских дошкольных учреждениях, средних и высших учебных заведениях, школах-интернатах региона при ведении краеведческой работы и преподавании предмета "Культура Ямала". Собранная коллекция этнографических предметов легла в основу постоянной музейной экспозиции "Соседи. Лесные ненцы".