Лето – пора отпусков и длительного отдыха. Можно поехать на море или к бабушке в деревню. Но многих родителей беспокоит вопрос не куда поехать, а как доехать, чем занять ребенка в дороге? Чтобы дети не заскучали и не капризничали в дороге, поиграйте с ними в игры или придумайте для них задания. Дорога не покажется такой длинной, и ребенку понравится путешествовать.

Устные игры
"Слова" – правила те же, что и для знакомой игры в города. Новое слово начинается на букву, которой заканчивается предыдущее слово. Например, яблоко – остров – вода. Эта игра также полезна для деток, которые только начали изучать буквы и звуки.

"Что поместится в банку?" – это усложненный вариант игры в слова. Называем слова на тех же условиях, что в обычной игре, но учитываем "вместимость" в банку. Например, слово "остров" уже не подходит, так как в банку не влезает.

"Угадай, кто ты". Игра из серии "вопрос – ответ". Один участник игры угадывает, кто он, задавая всем вопросы, которые требуют ответа "да" или "нет". Слово для загадки можно написать, приклеить с помощью липкого листочка на лоб угадывающего, просто устно договориться.

"Что изменилось?" – игра на внимание. Разложите на сиденье, альбоме, книге несколько предметов (игрушки, карандаш, носовые платки, в общем – все, что есть под рукой). Игроки стараются запомнить эти предметы и их расположение. После того, как играющие отвернулись, ведущий меняет местами, удаляет или добавляет новые предметы. Задача – сказать обо всех изменениях.

"Ассоциации". Первый участник называет любое слово, второй говорит слово-ассоциацию. В конце получается очень интересный ассоциативный ряд. Например, окунь – рыбалка – озеро – вода – лед – Северный полюс – география...

"Молчанка" – в дороге все устают, иногда просто хочется тишины. А энергия наших чад бьет фонтаном вопреки всему. Для такого случая есть игра в молчанку. Кто первый заговорил – тот и проиграл.

Пальчиковые игры
"Замок". На двери висит замок (смыкаем руки в замок на уровне груди). Кто его открыть бы смог? Потянули, покрутили (растягиваем замок из пальцев, как бы выворачивая его наизнанку, затем вращаем кистями рук, не открывая замка, соответственно тексту). Постучали и открыли (стучим ладошка об ладошку, не открывая замка, и открываем замок, показывая ладошки).

"Под моею крышей". Под моею крышей собралися мыши (взрослый ставит свою ладонь, имитируя крышу, ребенок или дети ставит/ят свой пальчик под "крышу"). Папа, мама, жаба – цап! (взрослый сжимает свою ладонь, стараясь поймать детские пальчики).

Кто самый зоркий?
Если пейзаж за окном однообразен и дорога скучна, с малышом можно поиграть в цветные машинки. Например, кто первый увидит машину зеленого цвета, пусть скажет комариным голосом: "з-з-з-з". Когда считать зеленые машины надоест, можно перейти к красным и "сменить" голос на вороний: "кар- кар!". Для подсчета желтых машин вполне подойдет жужжание пчелы или осы, а для голубых – гусиный гогот: "га-га-га". Только не стоит считать машины нескольких цветов одновременно – это собьет маленького ребенка с толку.

Такая немудреная игра, условно говоря, убивает сразу нескольких зайцев. С ее помощью можно не только повторить или выучить цвета, развить внимательность, быстроту реакции и, наконец – просто покричать, пожужжать и весело провести время.

Странные танцы...
Бывает, что, несмотря на все старания взрослых, ребенок утомляется от неподвижности и начинает капризничать. Тогда на помощь могут прийти танцы в кресле. Включите энергичную музыку или спойте сами – пусть ребенок похлопает в ладоши, потопает ножками, покрутит головой во все стороны. Можно даже поиграть в танцы по заказу – называть ребенку по очереди части тела, которыми нужно подвигать. Помимо движений руками и ногами, можно "потанцевать" и лицом – корчить рожицы, играть пантомиму. Можно представить, как забавно выглядят танцы щек, бровей или языка.

Чем ещё заняться
Романтика железнодорожных путешествий привлекает ребенка любого возраста и пола. Путешествовать на поезде очень увлекательно, ведь только здесь нет необходимости всю дорогу прилежно сидеть на одном месте и послушно глядеть в окно. По вагону можно ходить и за короткое время узнать очень много интересного. Например, как соединяются вагоны, для чего нужен стоп-кран, как работает титан и что делает проводник. А сколько новых слов можно выучить! Семафор, гудок, рельсы, шпалы, сцепка, стрелки...

Чтобы дети легче переносили долгий путь, маленьким непоседам желательно давать возможность походить, побегать, попрыгать. Пройдитесь с ребенком по вагону поезда, по проходу в самолете. Для автобусов предусмотрены остановки в пути.
Надеемся, что эти советы помогут вам развлечь детей в дороге.