С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта в современных школах появилось такое понятие, как информационно-коммуникационная компетентность (ИКК).

Школьники компьютерной эпохи

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта в современных школах появилось такое понятие, как информационно-коммуникационная компетентность (ИКК).
 
Она предполагает  приобретение школьниками технических навыков владения компьютерными технологиями и умение использовать их в процессе поиска и освоения информации. 
 
– Есть два понятия: ИК-грамотность и ИК-компетентность. Говоря  о грамотности, мы имеем в виду знания об устройстве компьютера, о различного рода программах, а компетентность – это умение применять эти знания в своей деятельности, – рассказывает начальник отдела оценки качества образования городского управления образования Лариса Оноприенко. 
 
О том, какие условия созданы в школах нашего города для  формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся и педагогов, говорили за круглым столом, который состоялся в прошлом месяце в школе № 3. В разговоре приняли участие педагоги школ города, завучи, методисты, руководители городских и школьных методических объединений, специалисты управления образования. 
 
Собравшиеся с интересом выслушали результаты мониторинга оценки ИК-компетентности учащихся 9 классов губкинских школ. К слову, такое тестирование было проведено во всех муниципальных образованиях автономного округа. Оно включало 16 заданий различной сложности, направленных на оценку одной или нескольких составляющих ИК-компетентности. 
 
– По результатам теста общий уровень ИК-компетентности губкинских девятиклассников можно обозначить как  средний, – отмечает Лариса Оноприенко. – 17% ребят обладают наиболее высоким уровнем ИК-компетентности, то есть по всем критериям соответствуют определению ИК-компетентного человека. 35% учащихся обладают средним уровнем ИК-компетентности и 9% – наиболее низким, развивающимся уровнем. Еще 17% и 22% относятся к промежуточным категориям выше среднего и ниже среднего. Сравнительная таблица результатов тестирования девятиклассников всех городов и районов ЯНАО показывает, что губкинские школьники по успешности выполнения заданий теста находятся на втором месте после учащихся г. Салехарда. Реестр затруднений показал, что у наших девятиклассников трудности в двух позициях: они испытывают сложность в поиске нужной информации при наличии различных источников, а также не всегда знают, как создать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи. Выяснилось также, что уровень ИК-компетентности в школах нашего города различный. Так, наиболее продвинутыми оказались учащиеся школы № 4 и школы № 1.  Самый низкий уровень демонстрируют учащиеся школ №№ 6 и 7.
 
Чем же объясняются такие различия? Может быть, они связаны с техническим оснащением школ? Однако специалисты считают, что техническая обеспеченность и частота использования информационно-коммуникационных технологий слабо связаны с уровнем ИК-компетентности учащихся. По мнению педагогов, ИК-компетентность прежде всего зависит от содержания деятельности учащихся. Как показал анализ результатов тестирования, педагоги могут повысить ИКК учащихся не через формальное внедрение компьютерной техники в учебный процесс, а через изменение методов и форм образовательного процесса, переключение деятельности детей из строго учебной в учебно-практическую и самостоятельную работу. Отличный пример тому – школьные проекты, осуществление которых предполагает самостоятельный поиск и самостоятельную работу с источником. 
 
Анжела КИБАРДИНА