Наверное, в нашей стране ни у кого так хорошо не сохранились традиционные игры и игрушки, как у народов Севера. По сей день маленькие северяне играют в те же игры, что и их пращуры.

Метание тынзяна – одна из любимых игр. Состязаясь в ловкости, игроки стараются набросить петлю аркана на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле.

Фото А. Назаровой

Люди, веками кочующие по тундре со своими оленями, живущие охотой и рыболовством, всегда считали основной задачей вырастить детей выносливыми, сильными, ловкими, знающими, как выжить в сложных условиях Крайнего Севера. Именно на это были направлены все игры. Через игру ребенок приобщался к трудовым традициям семьи, постигал азы человеческих взаимоотношений, усваивал традиции, развивался физически. Интересно, что родители довольно серьезно относились к детским играм, ненавязчиво направляя детей, обеспечивая их необходимыми материалами, из которых ребята сами мастерили игровую атрибутику.

Кому не известна игра «в домики»? В северном варианте это игра «в чумики». Дети строят игровой чум по всем канонам настоящего жилища, усваивая принципы его строительства и устройства. Конечно же, в этих чумиках разыгрываются бытовые сценки, взятые из жизни, сюда девочки приносят свои мешочки для рукоделия и занимаются шитьем. Традиционно к вечеру игровой чум разбирали, чтобы до утра в нем не поселились злые духи.

Мальчики играют в оленеводов, рыбаков, охотников, мастеря луки, капканы, учатся метать аркан (тынзян). Существует масса подвижных игр, развивающих силу, ловкость: «ловля оленей», перетягивание палки, метание топорика, состязания в прыжках через нарты и другие.

После семи вечера в стойбище прекращается работа и детям запрещают шумные игры – считается, что наступает время потустороннего мира.

Много в культуре северных народов интересных игрушек – от простых волчков, прародителей юлы, до сложных деревянных головоломок. Говорят, что последние родились не как игрушка, а как вполне утилитарный предмет – замок для лабазов.

А некоторым приписываются магические свойства, как, например, жужжалке. Эта небольшая дощечка с двумя отверстиями, через которые пропускается жила (нить), при раскручивании издает звуки, похожие на завывание ветра. Считалось, что она способна вызывать ветер, поэтому баловаться ею не разрешали. А вот летом, в пору надоедливого гнуса, детская игра с жужжалкой приобретала особый ритуальный смысл.

Любопытно, что важность детской игры отразилась даже в фольклоре северных народов. Так, по хантыйской легенде, наш мир родился во время игры ребенка – сына бога Турума: малыш играл на доске, лежавшей возле порога небесного чума, и просыпал вниз землю. Она и стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей, дунул на них, и люди ожили.