Техника плетения различных изделий из лозы, бамбука, соломки, ротанга, соснового корня насчитывает не одну сотню, а то и тысячу лет.

Как свидетельствуют археологические исследования, этот вид ремесла был известен человечеству уже в эпоху неолита.

Фото к материалу А. Назаровой и из архива Н. Васильевой
Но, как показывает опыт, не только наука и техника с веками прогрессируют, не стоят на месте и ремесла, рукоделие: появляются новые техники, материалы, приемы. Кто не помнит плетеные советские хлебницы и хозяйственные разноцветные корзинки из проволоки и полимерных материалов? А всевозможные безделицы из медицинских капельниц? Удивительно, почему только в XXI веке стало набирать популярность плетение из газетных трубочек, ведь бумага давно уже перестала быть дорогой вещью, производимой вручную? Сегодня мы кощунственно выбрасываем то, что может еще долго служить и радовать глаз, – старые газеты. И ведь даже не на переработку идет макулатура, а на уничтожение! Хорошо, что в чью-то светлую творческую голову пришла идея дать вторую жизнь газетам. Теперь умельцы крутят из газетной бумаги трубочки и, используя классические древние приемы плетения, делают из них настоящие шедевры. Есть такие мастера и у нас в городе.

Работы Натальи Васильевой, которые она прислала на наш фотоконкурс, поражают и разнообразием, и сложностью, и качеством исполнения. Не то что на снимке, вживую их можно принять за изделия из лозы.

Плетением из газетных трубочек Наталья занялась всего года полтора назад. Как это часто сегодня случается с творческими людьми, набрела на интересную картинку в Интернете – понравилось изделие, стала читать комментарии и выяснила, что это не лозоплетение, как сперва подумала, а новая техника – плетение из газет, и загорелась желанием попробовать, что это такое.

Газеты собирала везде, где только можно было. Забросила и вязание, и вышивку крестом, бисером, с головой погрузилась в новое увлечение, отдавая ему все свободное время, нередко засиживаясь с плетением до полуночи.

Не сразу все получалось. Сначала никак не выходили трубочки такими, как нужно: то слишком толстые, то тонкие, то ломкие, то недостаточно гибкие, то не так скручены... Но чем больше не получалось, тем больше разгорался азарт. Постигала все тонкости-премудрости и на личном опыте (как говорит, мусор на первых порах выносила мешками), и под руководством мастеров, ведущих блоги, группы и мастер-классы в Интернете. И здесь мастерица обратила внимание на интересную особенность: чем опытнее, профессиональнее мастер, тем с большей охотой и готовностью он идет на контакт и делится секретами, советами, отвечает на вопросы, а вот те, кто сами еще ничего толком не умеют, все стараются заработать деньги на новичках.

Кто-то начинает с мелких вещичек, а Наталье было проще осваивать плетение с крупногабаритных изделий (первая работа – журнальный столик). Предмет особой гордости – настольная лампа, которая полностью – от подставки до абажура – сделана из газетных трубочек. Со временем стала переходить на более мелкие вещи – вазы, хлебницы, чайные домики, блюда – и, как утверждает мастерица, до сих пор все еще осваивает технику изготовления маленьких изделий. Вообще Наталья уверена, что ее, на наш взгляд, безупречные изделия далеко не совершенны, что ей еще есть чему учиться, к чему стремиться – верный признак настоящего мастера и художника. Скромная рукодельница намерена дальше совершенствовать свое мастерство в плетении... и параллельно собирает чемоданчик ниток-шелков – готовится к штурму новой творческой вершины – вышивки гладью.