Семья Сафаровых – одна из тех, кого можно с полным правом назвать коренными губкинцами: Васиб Али-оглы строил этот город, здесь родились его дети, здесь появились на свет трое внуков.

Пахлава, гогал и крашеные яйца, или Навруз по-азербайджански

СЕВЕРА
Всего 18 лет своей жизни Васиб Сафаров провел на родине, в Азербайджане, и вот уже почти 40 лет живет в России. Вспоминает, как служил в Саратове, как после демобилизации решил поехать на гремевший в те времена Север. Начинал с Тобольска, потом были Тюмень, Урай, Игрим. В 1986 году Васиб Али-оглы перебрался в наши края. Имея за плечами строительное образование, работал на строительстве дорог от Пурпе через будущий город Губкинский до Комсомольского и Барсуковского месторождений, потом строил город. Вспоминает, как им, молодым ребятам-дорожникам, показывали план застройки, рассказывали, какие будут на месторождениях поселки, заводы. Тогда не верилось, что это возможно здесь, среди вечной мерзлоты, в болотистой тундре.
Недавно специально проехал в сторону Комсомолки и Барсуков – захотелось посмотреть. Ностальгия, что ли, – смеется Васиб Али-оглы. – Сейчас туда не пускают, везде посты. Постоял, посмотрел издалека – везде огни, будто целый городок там... А когда-то даже представить себе не могли... Приятно осознавать, что и ты имеешь к этому отношение.
 
ТРАДИЦИИ
Вскоре после переезда в Пурпе Васиб женился (невесту нашел на родине) и привез свою Ханнану сюда, на Север. В молодом поселке Губкинском у них родились сын Али и дочь Людмила.

Часто Сафаровых спрашивают, откуда у дочери русское имя? Оказывается, в детстве Васиб очень любил сказку "Руслан и Людмила", каждый раз просил киномеханика снова привезти ее, давая "взятку" – выпрошенный у мамы рубль, и решил, что своих детей обязательно назовет именами главных героев. Получилось так, что Русланом он нарек племянника, а имя Людмила приберег для своей дочери.

Несмотря на то что Сафаровы столько лет живут в России, своих традиций не забывают: свадьбу Людмилы сыграли в соответствии со всеми азербайджанскими канонами, всегда отмечают национальные и религиозные праздники, из которых, пожалуй, самый любимый – Навруз, или, как называют в Азербайджане, Новруз-байрамы.

В семье Васиба Али-оглы даже в советское время, когда Навруз был под запретом, его все равно отмечали. Он и сейчас вспоминает вкуснейший мамин плов с тыквой и орехами, который она всегда готовила на этот праздник, и сокрушается, что теперь никто из родственников не может приготовить такой – с мамой ушел и рецепт.

Глядя на родителей, и дети стараются следовать национальным традициям, сохранять их.

НАВРУЗ
С Людмилой мы познакомились в соцсетях – она рассказывала одногруппницам о том, как в Азербайджане отмечают Навруз-байрам, и интересовалась, кто из губкинцев и как его празднует. Я предложила ей рассказать о грядущем празднике (в Азербайджане его в некоторых районах отмечают с 20 на 21 марта, а в некоторых – с 21 на 22) на страницах газеты. В ответ Людмила пригласила меня в гости на беседу и дегустацию традиционных наврузовских сладостей.

Навруз-байрам в Азербайджане – один из самых любимых и грандиозных праздников. Хоть он и отмечается мусульманскими народами, но во многом имеет языческие корни, поскольку издревле это было празднование весеннего равноденствия, символизирующего обновление всего живого, пробуждение Земли, эдакий земледельческий Новый год. Поэтому в традициях азербайджанского Навруза прослеживаются отголоски древней зороастрийской веры. К примеру, глубоко почитаемый азербайджанским народом огонь и другие источники света и сегодня присутствуют в традициях и обрядах.

Вечером, после застолья, у нас все выходят на улицу, танцуют вокруг костра, взявшись за руки, и прыгают через него, – рассказывает Васиб Али-оглы. – Навруз –праздник обновления, а огонь очищает людей от всех болезней, проблем, плохих мыслей, человек вроде как обновляется. Прыгают через костер все, кто в состоянии это сделать, даже пожилые люди.

В этот день исстари зажигали факелы, на праздничный стол ставили свечи, традиционные сладости: нарезанную ромбиками и выложенную в форме звезды пахлаву – символ звезд, необычайно красивую и вкусную шекербуру с узором в виде хлебных колосьев – символ луны, гогал – румяные золотистые колобки, символизирующие солнце.

Интересно, что только у азербайджанцев на наврузовском столе можно встретить крашеные яйца – символ зарождения жизни – и зеркало – знак ясности, чистоты, которая присуща именно моменту наступления нового года. Существует специальный ритуал, где эти предметы используются, а корни традиции уходят в древность, к легенде о появлении Земли. В ней говорится, что мир держится на роге волшебного быка. Когда бык устает, он перебрасывает Землю с одного рога на другой, и происходит смена времени года. Чтобы узнать, перекинул ли бык планету, азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркальце. Яйцо качается – значит, Земля переместилась на другой рог и Навруз наступил.

– У нас, так же как у православных на Пасху, играют с крашеными яйцами, – дополняет рассказ Людмила. – Играющие пытаются друг у друга разбить яйцо. Выигравший получает в награду разбитое яйцо соперника, а проигравший должен исполнить какое-нибудь желание.

Но самый главный атрибут Навруз-байрама – сямяни, пророщенные до зеленой травки семена пшеницы или ячменя – знак плодородия пробуждающейся Земли. Если семена хорошо проросли – быть хорошему урожаю. Сямяни занимает центральное место на праздничном столе и на специальном подносе со сладостями – хонче.

Примечательно, что подготовка к Наврузу идет целый месяц. Особым образом отмечаются четыре предпраздничных вторника. Каждый из них посвящается одной из стихий – земле, воде, огню и воздуху (ветру). Считается, что к празднику все стихии, а с ними и люди, должны очиститься, обновиться, отсюда и особые обряды в каждый из этих дней – окропление и умывание водой, зажжение свечей, замачивание семян для сямяни, различные гадания.

Васиб Али-оглы рассказывает, что у них в деревне в последнюю перед праздником пятницу принято подниматься на гору и бросать через плечо камни, выбрасывая с ними все проблемы, болезни. Причем делали это не только за себя, но и за тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не мог сам подняться на гору.

Вообще, Навруз – это праздник добра, заботы о ближних – в дни Навруза запрещены ссоры, споры.

– Что особенно мне по душе – традиция посещать нуждающихся (одиноких стариков, многодетных, оставшихся без кормильца), – говорит В. Сафаров. – Люди ходят в гости не с пустыми руками – несут разные продукты и обеспечивают нуждающихся не меньше чем на полгода, независимо от того, родственники это или нет.

Примечательно, что традицию поддерживать друг друга губкинская азербайджанская диаспора хранит и соблюдает, не оставляя в нужде тех, кому нужна помощь.

Еще одна интересная азербайджанская традиция – собирать праздничные угощения... в шапки. Дети, молодежь оставляют шапки под дверью, стучат и прячутся. Хозяева, увидев на крыльце головные уборы, наполняют их сладостями.
 
БАКИНСКАЯ ПАХЛАВА
Ну и конечно же, поговорив о празднике и отведав замечательные восточные сладости, нельзя было не попросить у хозяйки рецепт, которым она с удовольствием поделилась.

О том, как готовится бакинская пахлава, читайте в ближайшем номере газеты в рубрике "Кулинарные традиции".

Алла НАЗАРОВА