Эта пара отчаянных ямальских путешественников, имеющих за плечами не один десяток пройденных серьезных маршрутов, уже прославилась марш-броском по северным зимникам... на "запорожце". Очередной их проект претендует на место в Книге рекордов Гиннесса.

Мыс Челюскин взят. Сдастся ли Книга рекордов Гиннесса?

Эта пара отчаянных ямальских путешественников, имеющих за плечами не один десяток пройденных серьезных маршрутов, уже прославилась марш-броском по северным зимникам... на "запорожце". Очередной их проект претендует на место в Книге рекордов Гиннесса.
 
Год назад действительные члены Русского географического общества новоуренгоец Александр Еликов (идейный вдохновитель проекта) и пурпеец Андрей Меньшиков в составе автомобильной экспедиции "Притяжение Арктики – Таймырское кольцо" предприняли попытку впервые в истории достичь самой северной оконечности Евразии на серийных автомобилях. Тогда дойти до цели не позволили внезапное потепление, повлекшее таяние океана, по льдам которого пролегал маршрут, и дефицит топлива. Путешественники вернулись домой с твердым намерением через год повторить свой марш-бросок и сделали это, причем отправились в новый автопробег вдвоем, на одной машине.
 
Знакомьтесь: экипаж первопроходцев

Андрей Меньшиков. Образование – Уральский политехнический институт, специальность "автоматика и телемеханика". Организатор, участник, победитель множества соревнований по трофи-рейдам. Глава большого семейства (шестеро детей!), в котором три действительных члена Русского географического общества. Все отпуска Меньшиковы проводят, путешествуя по планете.

Александр Еликов. Образование – высшее юридическое. Водитель-профессионал, много лет работал дальнобойщиком. Изъездил всю Россию вдоль и поперек. О себе пишет так: "В 18 лет сел за руль 41-го "москвича" и втайне от родителей уехал от дома за 4000 км (Уренгой – Тверь), с тех пор все свободное время путешествую на автомобиле. Не курю и вообще не пью..."

С 2003 года провел порядка 20 соревнований по трофи-рейдам (как организатор и главный судья). Многократный победитель соревнований внедорожников в разных городах России.
 
Неизведанные дали

Арктическая экспедиция "Море Лаптевых от края и до края" проходила в рамках историко-географического проекта "Великий Северный путь – 2016", посвященного 400-летию Северного морского пути. Все эти мероприятия – направления единой общероссийской научно-исследовательской программы "Загадки Российской Арктики". Участники различных экспедиций ежегодно по пути следования выполняют определенные задания: отмечают заброшенные еще с советских времен объекты, проводят географические, исторические, биологические исследования, отмечают на целинных арктических землях возможные пути передвижения для техники, исследуют ледовую обстановку на текущий момент и так далее. Каждая команда по возвращении представляет в Русское географическое общество отчеты.

Странно звучит, но даже в наш век, когда вся поверхность Земли снята космическими спутниками, когда, казалось бы, все исхожено-изъезжено, на планете остаются неисследованные места. Одно из самых малоизученных – море Лаптевых, а все потому, что оно труднодоступно: здесь самый короткий на всем Северном морском пути период навигации и со стороны суши нет ни дорог с "большой земли", ни даже намека на зимники. Не удивительно, что всего несколько лет назад в море Лаптевых обнаружили новый остров.
 
Экспедиция, в которой участвовали наши земляки, состояла из двух групп: вездеходной и автомобильной, которые только часть пути прошли вместе. Большую же часть маршрута ямальцы преодолевали в одиночку – автомобильная группа была представлена единственным внедорожником с экипажем из двух человек. На них была возложена амбициозная и весьма нелегкая задача пройти вдоль всего побережья моря Лаптевых: старт – в Новом Уренгое, далее – Норильск, Хатанга, самая северная точка России – мыс Челюскин, самое западное поселение моря Лаптевых и одновременно самое северное континентальное поселение мира поселок Сындасско, далее – еще ряд населенных пунктов морского побережья и конечная точка – мыс Святой Нос.
 
Кого нюхал медведь, тот уже ничего не боится

В этом году экипаж ходил на том же автомобиле, что и в прошлом, – пикапе Mitsubishi Александра Еликова. Тогда машину изрядно потрепало, а в этот раз досталось еще больше – 4,5 тысячи километров по абсолютному бездорожью – это не прогулка по загородному шоссе!

– Видимо, это была его последняя поездка – рассказывает журналистам "Губкинской недели" Андрей Владимирович Меньшиков. – По асфальту еще побегает, а в сложное путешествие опасно ехать на машине, выработавшей свой ресурс, ведь от жизни автомобиля зависит твоя жизнь: пока двигатель рычит, ты чувствуешь себя спокойно.

– Как же вы отважились идти одни?! – удивляются журналисты. – Не страшно? А если бы машина заглохла?

– Кого нюхал медведь, тот уже ничего не боится! – смеется Андрей Владимирович. – Вынужденно отважились идти вдвоем. Учитывая опыт прошлого года, когда стартовали четыре машины, финишировали – три, пришли к выводу, что чем больше команда, тем больше уходит времени, которого у нас и так мало – одну-то машину вытащить проще, чем три. Если заглохнет – не беда. Автомобиль может служить как палатка: от ветра защищает, топливо есть. Ты можешь там месяц жить. Кто-то прилетит, ледокол придет, и тебя заберут. На такие случаи все предусмотрено: нас гарантированно в течение месяца заберут либо пограничники, либо МЧС. Мы же везде регистрируемся по ходу движения, где мы, куда направляемся – известно. Плюс страховые взносы. В этот раз еще нанимали частный вертолет, который в случае чего должен был нас забрать, но помощь его не потребовалась.
 
Дело чести
 
Первоочередной целью полярников был мыс Челюскин: в прошлом году участники автомобильной экспедиции громко заявили о своем намерении покорить самую северную точку Евразии на штатных автомобилях, в этом году осуществить задуманное было уже делом чести, тем более что появились конкуренты.

– Мы торопились, поскольку нам уже буквально в спину дышали, – рассказывает А. Меньшиков. – Жажда славы, она многим покоя не дает. Компания "Тойота" свою команду снаряжает, губернатор Томской области – свою, еще кто-то готовится. Поэтому мы поспешили и пошли одни. Москвичи (участники прошлогодней экспедиции – прим. ред.) нас поняли, не обиделись.

В пути экипаж вел онлайн-дневник. Запись от 4 марта 2016 года (запомните эту знаменательную дату!): "Ну вот мы и на Челюскине!!! Мы сами не ожидали, что так скоро дойдем, и пребываем в полном смятении и радости! Эмоции переполняют нас через край!

С утра мы очень тяжело бились с торосами, да еще и солнце сегодня очень яркое: слепило так, что ехать невозможно было совсем. В итоге к обеду мы прошли всего 30 км, полностью выбились из сил и даже немного приуныли. А после обеда немного отдохнули, дождались темноты, и оно как-то поехалось, словно по проторенной дороге! Местами гнали даже на третьей пониженной! В итоге сейчас мы на Челюскине!.."
 
Страна мёртвых полна жизни

У коренных жителей Таймырского края бытует древнее поверье о том, что за горами Бырранга нет жизни, там находится мифическая Страна мертвых, потому на те земли никогда не ступала нога человека. Первые исследователи Таймыра не могли найти проводников даже среди местных. Каково же было удивление наших путешественников, когда они увидали на бескрайних снежных просторах огромные стада мирно пасущихся оленей, овцебыков! То, что люди в эти края не заглядывали, было понятно сразу: животные совершенно не боялись ни машины, ни людей. Напротив, с любопытством разглядывали незнакомых существ. Экипаж с восторгом принялся фотографироваться на их фоне, снимать видео, и даже пообедали "в компании" с величавыми животными.

Ужин прошел в не менее впечатляющей обстановке. Путешественники пытались выбраться из сугроба, когда заметили приближающееся к ним какое-то животное. Сначала подумали, что олень, но присмотревшись, не поверили глазам – волк! Огромный полярный волк высотой около метра в холке! Оказалось, что гости умудрились застрять на его тропе. Волк нерешительно переминался с лапы на лапу, прохаживался параллельным курсом, потом решился-таки обогнуть автомобиль, прошел буквально метрах в пяти от капота, вызвав бурю восторга у сидевших в машине людей, чинно прошествовал к старым бочкам, валявшимся неподалеку, и начал там что-то обнюхивать.

Экстремалы сразу же схватились за камеры. Сначала осторожничали – снимали из окна. Потом вышли на улицу, начали фотографироваться на фоне хищника – волк даже ухом не повел! Осмелевшие путешественники перекусили, развернув дастархан на капоте, и занялись все еще сидящей в сугробе машиной – откопались и поехали дальше. А огромный волчище по-прежнему продолжал заниматься своими, по всей видимости, крайне важными делами.

Завели полярники дружбу и с местными песцами. Как-то на ночевке наловили гольцов, побросали на лед и легли спать. Утром обнаружили пропажу добычи, зато вокруг машины резвилось неимоверное количество песцов. Звери не только не испугались неведомых пришельцев, но даже начали выпрашивать у них котлеты!
 
Берега обетованные

Погостив на полярной станции мыса Челюскин, команда двинулась дальше, покорять побережье моря Лаптевых.

Заезжали во все населенные пункты, лежавшие на пути, повергая в шок мест-ное население – на автомобилях здесь еще никто не ездил. Сарафанное радио быстро разнесло информацию о том, что по побережью едут автопутешественники, и буквально в каждом поселке ямальцев встречали как самых дорогих гостей.

Неизгладимое впечатление оставил поселок Сындасско. Добирались до него по льду. На подъезде к поселку увидали странное зрелище: в скале над морем какие-то норы, к которым приставлены длинные лестницы. Когда машина подъехала ближе, из этих нор посыпались черные люди. Как потом выяснилось, так местные жители добывают уголь (на снимке). Того, который завозят, на сезон не хватает, а в этой скале есть угольная жила около метра толщиной. Пока залив не замерзнет, подобраться к ней невозможно, а уж с наступлением морозов по льду "шахтеры" добираются и начинают заготовку угля на весь поселок, вырубая его топорами и кирками.

Есть у жителей Сындасско и еще один любопытный промысел – добыча стройматериалов и горюче-смазочных материалов в старом заброшенном военном городке Косистом (бывшая секретная военная база) – сколько лет прошло с тех пор, как военные ушли отсюда, а городок до сих пор "кормит" местных жителей. Поскольку он лежал на пути следования, ямальцы там побывали. Из дневника экспедиции: "Здесь и по сей день стоят трехэтажные капитальные здания, судя по всему, с некогда центральным отоплением! Есть собственная довольно большая котельная на 4 угольных топки, дизельная электростанция. Есть даже собственный аэродромом! Все разрушенное и нерушимое одновременно… Нашли много останков разной техники. Настолько было интересно – мы облазили каждый уголок этого давно брошенного поселка и до сих пор пребываем в состоянии полного восторга, что заехали сюда!"

Дальше был так же давно заброшенный поселок Нордвик, произведший на ямальцев не менее грандиозное впечатление.

К 20 марта экспедиция добралась до Нижнеянска, и в этот день сломалось навигационное оборудование. До конечной точки заявленного маршрута – мыса Святой Нос оставалось совсем немного – километров 200, но без GPS-навигации в море не решились выходить (добраться до мыса можно только по льду). Фактически программа экспедиции "Море Лаптевых от края и до края" была выполнена.
 
Домой!

Достав бумажные карты, команда взяла курс на Ямал, выстроив новый маршрут таким образом, чтобы попутно разведать пути-проходы для следующего марш-броска: экстремалы планируют на следующий год дойти своим ходом до Камчатки.
 
Через 48 дней отважные путешественники вернулись на Ямал. Подготовили пакет документов и отправили заявку на регистрацию своего рекорда в Книге рекордов Гиннесса. Теперь ожидают ответа и строят новые планы.
 
Алла НАЗАРОВА