Внутренние арктические конвои – малоизвестная страница истории Великой Отечественной. Мы привыкли считать, что война шла далеко от северных берегов нашей страны, но это не так. И здесь были подвиги, герои и трагедии. Одна из них – гибель конвоя БД-5.

Пишем историю

Внутренние арктические конвои – малоизвестная страница истории Великой Отечественной. Мы привыкли считать, что война шла далеко от северных берегов нашей страны, но это не так. И здесь были подвиги, герои и трагедии. Одна из них – гибель конвоя БД-5.
 
Несколько лет назад потомственный ямальский краевед член Русского географического общества Сергей Владимирович Шулинин заинтересовался историей арктических конвоев, вместе с единомышленниками начал поиск сведений о погибших участниках пятого конвоя "Белое море – Диксон" (БД-5), организовал первую Карскую экспедицию памяти к месту гибели конвоя. Два года назад проект "Карские экспедиции" получил поддержку правительства Ямала и статус регионального.
Трагедия в Карском мореИз Северодвинска к острову Диксон 8 августа 1944 года вышел конвой БД-5, состоявший из транспортного судна "Марина Раскова" и трех тральщиков – ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118. Корабль должен был доставить на остров груз и 354 пассажира, направлявшихся на полярные станции, чтобы сменить зимовщиков. Многие полярники и строители ехали с семьями – среди пассажиров были 116 женщин и 20 детей. В районе острова Белого "Марина Раскова" и два тральщика были атакованы и потоплены немецкой подводной лодкой, ТЩ-116 ушел с места трагедии с теми, кто успел перебраться с погибших судов (около 180 человек). Часть пассажиров и членов экипажей впоследствии удалось спасти героическими усилиями летчиков и моряков, прибывших на подмогу.
Погибли дети и большинство женщин. Всего трагедия унесла более 370 жизней (на подбитых фашистами судах было 760 человек).
 
Вернувшиеся из небытияВ конце августа 1944-го на остров Белый у мыса Рагозина на берег был выброшен кунгас с трупами участников конвоя БД-5. Нашедшие лодку предали останки погибших земле. Долгие годы место захоронения оставалось неизвестным. Прошлым летом поисковикам-волонтерам удалось обнаружить братскую могилу (на снимке).
 
Мы помним!БД-5 – это лишь одна страница истории арктических конвоев, а арктические конвои – часть ямальской военной истории. Инициаторы и организаторы регионального проекта поставили целью увековечить память не только участников трагически погибшего конвоя, но и всех ямальцев, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. В рамках проекта создаются электронные Книги Памяти ЯНАО (memorybook.yanao.ru) и Арктики, электронные базы данных, ведется розыск оставшихся в живых участников конвоя БД-5 или их родственников, снят документальный фильм, на острове установлен малый мемориальный комплекс в память о трагедии 12 августа 1944 года.
Пятого мая по всему Ямалу прошел единый день регионального проекта "Карские экспедиции". В музеях, школах на уроках памяти вспоминали трагические события тех далеких лет, героизм участников внутренних арктических конвоев и жителей Ямала. Лекция для школьников "Курс на память" прошла и в Губкинском музее освоения Севера. Сотрудники музея рассказали ребятам об августовской трагедии, о подвиге экипажа гидросамолета под командованием М. И. Козлова, который в сложнейших погодных условиях смог поднять на борт с баркаса 14 человек. Спасательная операция длилась более 30 часов.После лекции школьникам предложили экскурсию по мини-выставке предметов Великой Отечественной войны из фондов музея.
 
Работа продолжаетсяК концу года на Ямале планируют выпустить книгу, в которой будут представлены итоги проекта "Карские экспедиции", архивные документы по истории арктического конвоя БД-5 и ледокольного парохода "Александр Сибиряков". Кроме уникального издания, выйдут красочный фотоальбом и DVD-диск, где разместят не вошедшие в книгу документы о конвое и фотографии.
Алла НАЗАРОВА