В детских садах и школах нашего города  всё больше становится детей самых разных национальностей, испытывающих трудности владения русским языком. Губкинские педагоги ищут пути решения проблем в обучении таких ребят.Не только

Барьер неродного языка

В детских садах и школах нашего города  всё больше становится детей самых разных национальностей, испытывающих трудности владения русским языком. Губкинские педагоги ищут пути решения проблем в обучении таких ребят.Не только благополучный Ямал, вся Россия в целом испытывает бум трудовой миграции. Выходцы из бывших союзных республик и стран ближнего зарубежья восполняют наш дефицит рабочих кадров, приезжая уже не на сезонные заработки, а на постоянные рабочие места. Мигранты привозят семьи либо создают их здесь, и, как следствие, в детские сады и школы приходят их дети, которые практически не владеют русским языком. Большие миграционные процессы для нашего автономного округа не новы, но если в годы освоения Севера сюда приезжали люди, рожденные в СССР, где русский язык был государственным, то сейчас мигранты прибывают из независимых суверенных государств, сформировавших собственную национальную политику, в том числе и в отношении языка. Родители этих дошколят и школьников зачастую сами знают русский язык лишь на разговорном уровне, но понимают, что дети обязательно должны здесь получить образование и общее, и профессиональное. Проблема в том, что российские образовательные учреждения оказались к этому не готовы. Вопрос адаптации детей мигрантов в нашу социальную и языковую среду стоит на контроле Министерства образования РФ, он уже рассматривался на заседании правительства России и теперь широко обсуждается в регионах. Поиск решения проблемы невозможно откладывать в долгий ящик, педагоги с ней сталкиваются ежедневно, и именно в школах и детских садах решено заняться разработкой методик преодоления языкового барьера, поскольку всем понятно, что было бы ошибкой разобщать детей и обучать отдельно – это может привести к межнациональным конфликтам.Я русский бы выучил…По рекомендации департамента образования ЯНАО образовательные учреждения Губкинского нацелены на разработку специальной программы по интеграции детей мигрантов в социум и учебный процесс. В текущем учебном году педагоги детских садов и школ руководствуются планом основных мероприятий по работе с детьми, имеющими языковой барьер. Сейчас завершается первый этап: собрана информация о количестве, возрасте и национальном составе детей мигрантов. По статистике школьников у нас в городе более трех тысяч, воспитанников детских садов и вообще проживающих в городе детей от 0 до 7 лет – около двух тысяч. Количество же детей, имеющих языковой барьер, примерно равно и в той, и в другой возрастных группах: среди школьников плохо говорят и понимают русский язык 36% ребят, среди дошколят – 32%. По словам начальника городского управления образования Татьяны Степыгиной, долгое время самой многонациональной в Губкинском была школа № 1, там обучались дети 28 – 30 национальностей, поскольку именно в общежитиях 1 и 2 микрорайонов города преимущественно проживали семьи мигрантов. Ребят, которые испытывали серьезные трудности в обучении на русском языке, по решению педагогической комиссии направляли в специальную коррекционную школу. В большинстве своем это были дети, способные успешно усваивать знания, трудолюбивые и ответственные, но недополучившие в семье либо школе достаточной доли педагогического воспитания. Опыт нескольких лет индивидуальной работы педагогов с такой категорией школьников показал, что коррекция учебных навыков и знания русского языка должна быть кратковременной, а далее ребят необходимо переводить в общеобразовательную школу, где среди русскоязычных детей они смогут дальше развивать свой кругозор и способности. Специальные программы воспитания толерантности и помощи в адаптации детям мигрантов должны действовать в школах постоянно, быть гибкими и не тормозить учебный процесс для других школьников, ведь обучение и оценка знаний детей с языковым барьером требуют особого педагогического подхода.Выход ищем сообщаВ каждой из губкинских школ организуют различные виды деятельности и мероприятия, позволяющие преодолеть трудности освоения русского языка ребятами разных национальностей. Педагоги находятся в начале пути, нарабатывают методический материал для проведения дополнительных обучающих и развивающих занятий, ищут формы и технологии внеурочной работы с детьми, помогающие освоиться в среде сверстников, обрести спокойствие и уверенность в своих силах. По мнению педагогов, большего внимания требует работа с мигрантами-подростками, им физиологически сложнее преодолевать языковой барьер – учиться мыслить, анализировать, запоминать и свободно говорить на втором, неродном языке. На уроке такому ребенку требуется чуть больше времени на выполнение заданий: он должен понять вопрос, перевести его на язык обучения и только потом дать ответ. У дошколят такие мыслительные схемы вырабатываются гораздо быстрее и легче, ребенок в возрасте до 7 лет легко усваивает грамматику двух, трех и даже более языков. Но если дома с ним общаются только на родном языке, а в детском саду – на русском, проблема двуязычия все же возникает и в начальных классах школы приводит к неуспеваемости. Чтобы этого не произошло, папы и мамы должны быть помощниками воспитателям. В детских садах проводят консультации с родителями-мигрантами, где взрослым разъясняют важность овладения русским языком в дошкольном возрасте.– По итогам текущего учебного года мы обобщим опыт работы всех образовательных учреждений города, – говорит начальник управления образования Татьяна Степыгина, – наиболее эффективные формы, технологии и методы адаптации детей мигрантов и обучения их русскому языку станут основой для разработки специальной программы. Но и сейчас, и в дальнейшем каждая школа во внеурочной деятельности будет находить свой индивидуальный путь. Группы обучающихся детей мигрантов в каждой взятой отдельно школе разные по национальному составу, возрасту и менталитету, поэтому то, что успешно действует в одном образовательном учреждении, не всегда может быть использовано в другом.Из практики вырастет теория, а в дальнейшем, надеются педагоги, их опыт станет фундаментом для научных педагогических разработок. В масштабе же всей страны очень важен главный общественно-политический посыл, возможно, им станет принятие Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, проект которой разработан и сейчас проходит общественную экспертизу в регионах.Оксана ОБОРОВСКАЯ