12 ноября, в преддверии Международного дня толерантности (терпимости), в редакции газеты "Губкинская неделя" проведен круглый стол, на котором состоялся разговор о существующих в городе проблемах взаимоотношений между людьми и путях преодоления

Толерантность должна быть активной и взаимной

12 ноября, в преддверии Международного дня толерантности (терпимости), в редакции газеты "Губкинская неделя" проведен круглый стол, на котором состоялся разговор о существующих в городе проблемах взаимоотношений между людьми и путях преодоления нетерпимости в обществе."Все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах", – гласит Декларация принципов терпимости, принятая в 1995 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Согласно этому документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. В обсуждении этой актуальной и для нашего небольшого города, и для России в целом темы приняли участие депутаты Законодательного Собрания ЯНАО и городской Думы, представители администрации города, учреждений социальной сферы, правоохранительных органов и миграционной службы, предприятий, организаций, предпринимательского сообщества и общественных структур. В ходе свободной дискуссии все участники круглого стола высказали свои мнения и попытались сформировать общую позицию по данной проблеме.Юрий Филимонов, начальник управления общей политики администрации города: – По данным переписи населения 2010 года в Губкинском проживают представители около 60 национальностей. В числе наиболее многочисленных – русские (чуть более 60%), украинцы (чуть более 12%), татары (7%), башкиры (3,5%), белорусы (около 2,5%), кумыки (около 1,7%), молдаване (1,6%), азербайджанцы (1%), чуваши (0,9%), чеченцы (0,7%). Динамика состава населения меняется. По сравнению с 2002 годом доля русских остается примерно на том же уровне, а некоторых национальностей (украинцев, белорусов, молдаван) постепенно снижается. Вместе с тем есть группы национальностей, доля которых существенно возрастает. Что касается общественных организаций, то их в городе порядка 65. Это организации, основанные на национальном и религиозном признаках, профессиональные союзы, спортивные, а также основанные на общих интересах и увлечениях. По результатам социологического опроса, касавшегося межнациональных и межконфессиональных отношений в городе, который проводился в 2013 году, среди проявлений межнациональных противоречий первое место занимают хулиганские поступки, факты насилия на межнациональной почве (58%). Рост этого показателя по сравнению с 2008 годом произошел в 2 раза. Более чем в 2 раза (до 31%) увеличилось стремление представителей отдельных этнических групп "отгородиться" от людей других национальностей. Раздражение и неприязнь по отношению к представителям других национальностей испытывают 44% участников опроса (в 2008 году – около 30%). Практически треть опрошенных губкинцев считает, что в городе есть такие места, которые посещают преимущественно граждане одной национальности. Более 86% респондентов (в 2008 году – около 36%) считают, что необходимо ограничить въезд в город представителей некоторых национальностей. Эти данные не претендуют на всю полноту освещения нашей темы, но являются веским основанием говорить о том, что само понятие толерантности в нашем городе проходит через серьезное испытание. Нарастают межнациональные и межконфессиональные противоречия, растет нетерпимость людей друг к другу. И для этого есть определенные причины, в том числе экономические, которые являются одними из главных. Другой главной причиной всех проблем в городе население считает неконтролируемую миграцию. Таким образом, становится очевидным, что у нас буксует социально-экономическая адаптация мигрантов. Но эта проблема не только Ямала и Губкинского, но и всей страны в целом. Экономические факторы, и в том числе бытовые проблемы, связанные с различием в культурах, поведении, образе жизни прибывающих групп населения, приводят к тому, что социум не справляется с их адаптацией. Виктор Казарин, депутат Законодательного собрания ЯНАО:– Понимая злободневность темы неконтролируемой миграции, депутаты Законодательного Собрания ЯНАО инициировали в октябре проведение круглого стола, на котором подробно рассмотрены все аспекты миграционных процессов на территории Ямала. Сегодня Ямал не защищен от незаконной миграции несмотря на то, что часть его территории приравнена к территории с регламентированным въездом для иностранных граждан, а часть отнесена к пограничной зоне. Те меры, которые предпринимались субъектом Федерации по ограничению въезда, не дали ожидаемых результатов. Сюда может приехать каждый гражданин России, да и для иностранцев нет особых препятствий. Наш регион привлекателен для мигрантов наличием работы, высокими зарплатами, набором предоставляемых социальных гарантий, которые распространяются и на вновь прибывших граждан. В обществе назрела ситуация, когда нужно принимать какие-то меры, чтобы избежать радикализации настроений. В их числе необходимо поднимать социально-экономический уровень южных регионов, чтобы люди могли там чувствовать себя защищенными, а не искать лучшей жизни далеко от родины. Также необходимо возвращаться к советской системе организационных наборов по привлечению востребованных специалистов, чтобы ответственность за них несли работодатели. В связи с этим требуется внести изменения в Трудовой кодекс, которые бы регулировали потоки трудовых мигрантов.Зачастую термин "толерантность" воспринимается однобоко – как призыв к терпению. Почему мы должны терпимо относиться, например, к негодяю? Наоборот, это должно быть активное противодействие, адекватная реакция на происходящее, и в то же время необходимы умение видеть все лучшее в многообразии культур и традиций разных народностей, уважительное отношение к ним. Проблема толерантности не ограничивается вопросами миграции. Поэтому одно из моих предложений – создавать центры, которые помогали бы адаптироваться приезжающим мигрантам, и в первую очередь россиянам. Практика показывает, что нельзя отгораживаться от этих проблем, потому что это тупиковый путь, который ведет только к озлоблению людей, и особенно молодежи. Когда они чувствуют, что общество их отторгает, создают свои неформальные кланы и как могут защищают себя, в том числе и вне правового поля. А если молодежь приобщать к спорту, культуре, занимать ее досуг в общем формате ценностей, то так или иначе она начнет следовать общепринятым правилам. Василий Скоропад, начальник управления региональной политики ООО "РН-Пурнефтегаз", депутат городской Думы:– Я представляю большой многонациональный коллектив, и у нас нет проблем во взаимоотношениях между работниками разных национальностей. Что касается проявления терпимости, то каждому из нас прежде всего нужно начинать с самого себя. Из числа трудовых мигрантов, курсирующих по стране в поисках работы, примерно один процент не знает русского языка. А ведь они граждане России... Еще один пример: в прошлом году у нас здесь на федеральной трассе устраивались национальные танцы... Почему общество должно все это воспринимать как должное? Надо не молчать, а говорить о таких неправомерных действиях. Марат Казыев, и. о. начальника отделения участковых уполномоченных полиции ОМВД России по г. Губкинскому: – Мы совместно с отделом управления Федеральной миграционной службы проводим оперативно-профилактические мероприятия по выявлению нелегально проживающих и работающих на территории города граждан. Так, за 10 месяцев 2013 года проведены 142 проверки, в ходе которых зафиксированы 39 административных правонарушений миграционного законодательства (в 2011 году – 47, в 2012 году – 56). Совместно с представителями прокуратуры в этом году проверили исполнение миграционного законодательства на объектах торговли, строительства и других сфер экономики. В результате выявлены 15 иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство, 28 лиц привлечены к административной ответственности, в отношении 10 граждан СНГ суд вынес постановление о выдворении за пределы РФ. За 9 месяцев текущего года возбуждены 2 уголовных дела в отношении иностранных граждан за незаконные операции с наркотическими веществами и совершение кражи. Количество преступлений, совершаемых данной категорией лиц, осталось на уровне прошлого года. Александр Кузнецов, социальный педагог дополнительного образования СШ № 4, общественный помощник уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО:– Возвращаясь к теме взаимоотношений в среде молодежи, хотелось бы напомнить, что три года назад в городе закрыли дискотеку в молодежном центре "Факел", где подростки были у нас на виду. Теперь им остается собираться в подъездах и ездить на танцы в поселок Пурпе. А ведь через дискотеку и досуг можно руководить любым процессом, в том числе и прививать молодому поколению толерантность. Кроме того, дискотеки способствуют правильному половому воспитанию молодежи. Вдобавок здесь подростки могут не только потанцевать и пообщаться со сверстниками в непринужденной обстановке, но и выплеснуть избыток энергии. Раньше балы и дискотеки проходили в школах, теперь нет. А следствием всего этого стали гипертрофированное отношение между полами и жестокость в молодежной среде. Виктор Казарин:– Если этой проблемой не займемся мы, то найдутся люди, которые организуют для молодежи досуг в другом формате... Есть предложение помочь решить проблему с открытием в городе дискотеки. Оксана Акимова, начальник управления по труду и социальной защите населения:– Прозвучало, что одной из причин нетерпимости являются экономические факторы, то есть безработица и бедность части населения.Если говорить о мерах социальной поддержки, то на сегодняшний день в Губкинском различные выплаты и компенсации получают 7000 жителей. По законодательству на них имеют право все граждане России. Но зачастую прибывающие в город из других регионов многодетные семьи – малоимущие. Нам здесь трудно объективно оценить их реальное материальное положение. Как правило, в таких семьях женщины не работают, при этом не встают на учет в центре занятости и не стремятся найти работу, но пользуются всеми мерами социальной поддержки. Есть и такие семьи, которые относятся к категории социально опасных и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. С ними ведется индивидуальная профилактическая работа, родителям оказывается разных видов помощь, в том числе и в трудоустройстве. Виктор Казарин:– Хотел бы подчеркнуть, что если мы выделяем средства на дополнительную социальную поддержку из бюджета региона, то необходимо вводить нормы срока проживания на территории округа и при прочих равных условиях в первую очередь предоставлять социальную помощь тем, кто на Севере прожил много лет. К этому вопросу нужно подходить гибко, потому что как раз на этом фоне у населения, которое здесь долго живет, и возникают обиды. Галина Погосян, руководитель общественной организации инвалидов "Возможности без границ":– Сегодня в нашей организации 184 человека, из них 124 взрослых и 25 детей-инвалидов, а также 35 неработающих пенсионеров. Межнациональных споров среди нас нет, у нас у всех одна беда – мы имеем ограничения по здоровью. Многие свои проблемы решаем с помощью специалистов управления по труду и социальной защите населения и центра занятости. На данный момент возникают вопросы по организации здравоохранения: вызывают недовольство очень большие очереди в больнице, в которых нам, инвалидам, приходится выстаивать до трех часов.Татьяна Степыгина, начальник управления образования:– Во всех школах города учатся дети более 33 национальностей, но нет таких конфликтных проявлений, которые есть за стенами образовательных учреждений. Это демонстрируется людьми не школьного возраста – подростками пятнадцати лет и старше, возможно, обучающимися в колледжах или работающими. Если в школах обучаются дети приезжих, мы в первую очередь оказываем информационную и психологическую помощь семье, потому что по нашим наблюдениям в образовательных учреждениях ярко видно, что в город приезжают семьи, скажем так, не очень высокого достатка, уровня образования, социального статуса, те россияне, которые проживали на других территориях. Но хотелось бы озвучить и еще одну проблему: дети-билингвы, то есть не говорящие на русском языке. Как правило, они, обучаясь в школе, в семье поддерживают родную языковую среду. Мне кажется, нужно создавать определенные условия, чтобы не только дети, но и члены семей имели возможность обучения русскому языку. Причем пока от нас только требуют статистику, сколько таких детей, и информацию, какие принимаются меры. А меры можно принимать, когда будут созданы специальные методики, учебники, технологии, потому что нужно учитывать национальные, культурные особенности, особенности произношения и многое другое. И следующее: нужно проводить мероприятия, которые могли бы погружать приезжающих из других территорий гостей в культуру, традиции и обычаи, которые сложились на территории муниципального образования. В школах мы воспитываем приятие и терпимость – знакомим с разными культурами, проводим различные мероприятия, на которых показывается весь спектр представленных в городе национальностей. Но дети выходят из школы в общество, где видят другое.Относительно организации досуга для молодежи я абсолютно согласна. Для подростков в городе очень много делается, но во все многочисленные направления вовлечены дети и без того активные. А для детей, которые имеют определенные комплексы, у которых не все хорошо дома, нужны площадки, где они могли бы проводить досуг. Их нужно вывести из подъездов в какие-то публичные места, где они хотя бы будут на виду.Станислав Зиланов, учитель истории и обществознания СШ № 4:– Мы работаем в школе с учащимися разных национальностей. Татьяна Викторовна правильно отметила, что на школьном уровне межнациональных конфликтов практически нет. Начинается это на улице. Одними силовыми методами – запретами, контролем со стороны силовых структур и так далее – эту проблему не решить. Может быть, предложить уважаемым людям, представляющим различные национальности, по примеру азербайджанского духовного центра в Ноябрьске создать в городе свои духовные центры? Ведь нужно жить вместе и попытаться что-то изменить во взаимоотношениях. Это не решит проблему окончательно, но для приезжих, оторванных от родины и от своих традиций и чувствующих себя неуютно, это будет какой-то огонек, ну и молодежь сможет пройти адаптацию.Ирина Алабужина, директор воскресной школы прихода храма святителя Николая Мирликийского:– В общем смысле у нас в городе все достаточно хорошо, и когда я общаюсь с учителями, говорю, что детей нужно готовить ко взрослой жизни, потому что в крупных городах все гораздо хуже и проблемы сильнее обострены. Я много лет проработала в системе высшего образования и хорошо знаю, как обстоят дела там. Совершенно согласна, что в наших школах все достаточно благополучно. Мы проводим совместные мероприятия с управлением образования, в творческих конкурсах на православную тематику участвуют все дети, и больше половины авторов работ – выходцы из семей других вероисповеданий, есть среди них даже победители. Они этим интересуются, это совершенно не чуждо, через участие в конкурсах дети познают нашу культуру. Остановлюсь на другом. Мне кажется, мы свою доброту, гостеприимство превратили во вседозволенность. Есть этому примеры из моей длительной практики руководства паломнической службой в Челябинске. По пути в Екатеринбург, в монастырь на Ганиной Яме, объясняла детям, как там нужно себя вести – нас встречают очень гостеприимно, но есть то, что никогда не позволяется. И стыдно было в одной из поездок за взрослых, когда дети спрашивали, почему они ведут себя не так. Приходилось придумывать, что им повезло с сопровождающим, а взрослым некому было объяснить, почему мы или другие должны поступать так, как принято там, куда приехали или пришли и не выходить за рамки дозволенного.Ринат Тукаев, сотрудник Губкинского газового промысла, член молодежного парламента Законодательного Собрания ЯНАО от города Губкинского:– С очень многим из сказанного я согласен, есть проблемы с воспитанностью. В моем окружении таких людей нет, но я знаю многих, которые ведут себя в обществе дико, некультурно. Мы обращаем на это их внимание, но сталкиваемся с непониманием, хотя являемся приверженцами одной религии. Решать проблему нужно на уровне семьи, на уровне государства – тем более: в области миграционной политики нужно совершенствовать законодательство. О конкретных мерах сказать не могу, но сегодня услышал здесь очень много рациональных предложений – о тех же фестивалях культур. Мы (МРО "Ватан"), например, запланировали на следующий год проведение нескольких мероприятий, но есть для этого препятствия, и не столько религиозные, сколько административные. Я очень надеюсь, что ситуация в нашем городе изменится в лучшую сторону.Юрий Филимонов:– Мы говорим о толерантности, но это, по моему мнению, должно быть более широкое понятие, чем терпимость. Здесь уже прозвучал вопрос: можем ли мы, невзирая на религиозные, национальные и другие факторы, толерантно относиться друг к другу в принципе. Должна быть соответствующая позиция людей и социальных институтов, которые призваны выполнять функции, за которые они ответственны. Но хромает эта ситуация пока очень сильно...Виктор Казарин:– Ко мне часто приходят на прием люди со своими личными проблемами, и когда объясняешь, что это не входит в нашу компетенцию, понимаешь, что у человека накопилась обида на всех и все. Где бы ни встречался с такими людьми, вижу, что у народа накоплено чувство обиды за несправедливость, это не единично. Люди знают ситуации, когда одному дозволено все, а иного за небольшой проступок, часто не всегда умышленный, могут привлечь, потому что за него некому постоять. Нужно видеть эти корни, эти издержки нашей "демократии". На встречах в школах всегда поднимаю вопрос: а как наши дети? Психологи говорят, что растет поколение, которое понимает, что нужно хитрить, приспосабливаться, работать локтями, быть профессиональным не только в знаниях, но и в уловках. Корни многих конфликтов не только в национальной или религиозной нетерпимости, но и в экономическом и социальном неравенстве. Нужно, я считаю, сформулировать это как законотворческое предложение и отрегулировать эти перекосы на законодательном уровне. Иначе события на Болотной площади покажутся детским садом. Сергей Горинов, зам. директора по ВПВ и спорту СШ № 4, общественный помощник уполномоченного по правам человека в ЯНАО:– За небольшой еще период работы на общественной должности в ходе приемов населения жалоб на нарушения прав на свободу, вероисповедание не было. Люди приходят просто поговорить о наболевшем, об элементарных бытовых проблемах, о нарушениях правил сосуществования. Зачастую такие обращения завершаются сигналами в правоохранительные органы. И даже в повседневном общении узнаешь, что людей в жизни не радует. Те же вопросы: коммунальные платежи, поведение соседей... Но имеет воздействие и личный пример. Активисты нашего дома, которым нравится жить в чистоте и порядке, убирают территорию, сажают деревья. Первый год остальные только присматривались к нам, а потом стали присоединяться, и с каждым годом нас все больше. Разият Омаева, генеральный директор ООО "Сиб-Дент", ОО "Губкинский союз предпринимателей":– В принципе я согласна со всем сказанным. Так как я этническая дагестанка, смущает только одно. Вижу такое отношение: приехали многодетные, не знают русского языка. Вообще-то Дагестан – это часть России, территория, на которой 36 языков и никто не может говорить только на одном из них – там все испокон веков, со времен царской власти говорят на русском. И тех, кто указывает на незнание языка, на другую религию, я не понимаю – это чистая спекуляция. Есть люди асоциальные, которые не подчиняются законам Российской Федерации, и есть люди законопослушные – надо делить по этому принципу. И еще я искренне считаю, что если не можешь жить в городе, найди себе место, где можно вести подсобное хозяйство – незачем сидеть большой семьей на Крайнем Севере без работы и получать социальные выплаты, на которые имеют право люди, их заслужившие. Крайний Север – это не курорт. Следующее: меня смущают высказывания, мол, в Дагестане все такие. Да не такие. Там множество народностей и национальностей, но основа – русские, потому что Махачкала – это бывший Порт-Петровск, основанный как русское военное укрепление. И неправда, что абсолютно все дагестанские женщины соблюдают каноны ислама в национальной одежде – там, где я бываю, все городское население отрицательно к этому относится, это вообще не национальная одежда Дагестана и никогда ею не была, это навязано откуда-то со стороны, в виде моды, что ли. А вообще скажу, что когда пропадает идея, в стране начинается анархия. Это последствия последних двадцати лет, когда не было законности – пришли люди, увидели свободную мягкую "почву" и стали ее обрабатывать. А проблем оказалось очень много: безработица, безграмотность, социальное неравенство, разрушенная экономика... и люди озлобились. Нет национальности у преступности, это просто преступники, не желающие жить по закону. И не надо жалеть тех, кто играет на бедности и многодетности, наделять их социальными льготами, адаптировать их: живете в России – будьте добры знать язык и подчиняться общим правилам. А чтобы лучше понимать друг друга, люди должны собираться и общаться, наставлять молодежь.Виктор Казарин:– В некоторых местах на Ямале проблема межнациональных отношений популяризируется как очень острая. На самом деле все не так печально: разборки, хулиганство не имеют национальности, просто когда один представитель определенной национальности нахулиганит, вокруг него быстро объединяются другие. А парней из семей старожилов округа в этот круг не принимают. Поэтому, считаю, должна объединяться общественность, причем без национальных признаков, формализовать свой статус и посильно помогать правоохранительным органам в охране общественного порядка.Ирина КОРЧЕВСКАЯ, Игорь РУЖИЦКИЙ