Не секрет, что эффективность и результативность выполнения органами местного самоуправления своих функций в значительной мере зависят от построения соответствующей системы управления финансами.

Бюджет-2013 в цифрах и фактах

Не секрет, что эффективность и результативность выполнения органами местного самоуправления своих функций в значительной мере зависят от построения соответствующей системы управления финансами. Одна из главных задач местных финансов – способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию территории.Основой финансовой базы органов местного самоуправления являются доходы местных бюджетов, которые призваны обеспечивать экономическую самостоятельность муниципалитета, содействуют развитию инфраструктуры, активизируют хозяйственную деятельность на местном уровне.Первоначальный объем доходов городского бюджета на 2013 год был утвержден в размере 2 840,6 млн рублей. На сегодняшний день план поступлений исполнен в объеме 2 729 млн рублей, или 96%.ДОХОДЫИсточниками пополнения доходной части бюджета города являются земельный налог, налог на имущество физических лиц, арендные платежи, а также доходы от продажи объектов муниципальной собственности и иные поступления. Но наиболее значимым для местных бюджетов по-прежнему остается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Экономическая ситуация в стране с годами сократила норматив зачисления в местные бюджеты этого источника со 100% в 2007 до 40% в 2013 году. Но данный факт не ослабил зависимость местных бюджетов от поступлений по НДФЛ. Его удельный вес в сумме собственных поступлений местного бюджета (без учета передачи средств из бюджета субъекта РФ) составляет 67,9%. Поступления из этого источника в текущем году составили 395,2 млн рублей, или 87,85% плановых параметров.Только два налога: земельный и на имущество физических лиц  являются местными, то есть вводятся в действие муниципальными нормативными актами. Их удельный вес в доходах бюджета 2013 года равен 1,2%. На первый взгляд цифры незначительные, но с учетом планируемых изменений в российском налоговом законодательстве данные источники составят основной удельный вес в местном бюджете. В бюджете муниципального образования поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства в виде уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, составляют около 4,6%. В 2013 году поступления по этим платежам выросли на 46% по сравнению с уровнем 2008 года. На доходы от использования муниципального имущества в объеме поступлений местного бюджета в текущем году приходится 1,4%, или 31,5 млн рублей. И на протяжении ряда лет поступления по данным видам доходов увеличиваются.  Кроме названных налоговых и неналоговых платежей, в доход местных бюджетов поступают плата за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от реализации муниципального имущества, штрафы. Становится очевидным, что, имея слабую базу по собственным доходным источникам, местные бюджеты в существенной степени зависят от средств регионального бюджета. В структуре бюджета Губкинского доля межбюджетных трансфертов составляет 76,5% от общей суммы доходов.  Важную роль в решении вопросов органов местного самоуправления играют и спонсорские средства. Понимание ограниченности финансовых возможностей бюджета руководителями ряда городских организаций и оказываемая ими поддержка помогают значительно повысить качество жизни горожан. В 2013 году такие поступления в бюджет муниципального образования составили 58 195 тыс. рублей. Из них на благоустройство города, дворовых территорий, устройство детских игровых и спортивных комплексов, проведение праздничных мероприятий было перечислено 53 110 тыс. рублей. Денежные средства в сумме 5 085  тыс. рублей были перечислены для муниципальных учреждений социальной защиты, культуры, образования, молодежной политики и физкультуры.ПРОБЛЕМЫБезусловно, многие проблемы, такие как укрепление финансовой базы местных бюджетов, совершенствование межбюджетных отношений, требуют решения на федеральном уровне. В числе сложных вопросов остаются и совершенствование работ по кадастровой оценке земель, и внесение изменений в действующее законодательство по обеспечению обязательной регистрации собственности граждан. На муниципальном уровне первоочередной задачей в решении проблемы пополнения местных бюджетов является снижение недоимки по местным налогам и арендным платежам.  РАСХОДЫПервоначально расходы бюджета города на 2013 год планировались на уровне доходов. В настоящее время объем расходных обязательств города составляет более 3 млрд рублей, а исполнение бюджета – около 2,5 млрд рублей, или 79%. Расходная часть бюджета города сформирована в рамках 19 ведомственных целевых и 32 долгосрочных муниципальных целевых программ, в городе также выполняются мероприятия окружных долгосрочных  программ.Программы разработаны субъектами бюджетного планирования по всем значительным направлениям развития и жизнедеятельности города Губкинского. В текущем году по программе "Молодежь Губкинского" выполнены мероприятия на сумму 7,1 млн рублей. Сборные команды города участвовали в окружных мероприятиях по военно-прикладным видам спорта "Росич", "Командарм", "Патриот"; были организованы поисковая экспедиция в рамках Всероссийской акции "Вахта памяти" и летний военно-спортивный лагерь "Форпост";  молодые губкинцы приняли участие в учебно-тренировочных сборах по парашютному спорту и чемпионате по пейнтболу.  Приобретено оборудование и инвентарь для нужд клубов, эколого-эстетического отдела "Гармония" и поискового отряда "Память". По программе "Культура и искусство города Губкинского" расходы составили  5,5 млн рублей. За счет этих средств были приобретены экспонаты для Музея освоения Севера, обновлены сценические костюмы для творческих коллективов муниципалитета, издан восьмой сборник литературно-художественного альманаха "Вкус ягоды ямальской", укреплена материально-техническая база учреждений культуры. По программе "Меры по развитию системы образования города Губкинского" профинансировано участие педагогов и школьников  в конкурсах, научно-практических конференциях, соревнованиях, фестивалях, смотрах различного уровня; проведены конкурсы профессионального мастерства "Педагог года", "Лидер в образовании", "Воспитатель года",  мероприятия ко Дню учителя и  бал выпускников; приобретены автобус, спортивный инвентарь, учебный автотранспорт и др. На эти цели выделены средства в сумме 20,2 млн рублей.В рамках программы "Содействие занятости населения муниципального образования город Губкинский" организовано временное трудоустройство в муниципальные учреждения города несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет  в свободное от учебы время. Объем расходов на эти цели составил более 3 млн рублей.Организация отдыха и оздоровления детей и учащейся молодежи включала в себя  поездки в оздоровительные лагеря, участие в паломнических поездках, конкурсах, фестивалях, экскурсионных историко-культурных программах на территории Российской Федерации и за ее пределами. В целом на это направление было выделено 5,4 млн рублей.Традиционно по программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту" была организована работа двухсменного пришкольного летнего оздоровительного лагеря. На эти цели израсходовано более 1,5 млн рублей.В рамках программы по усилению борьбы с преступностью, укреплению правопорядка и профилактике правонарушений на территории  города модернизирована система городского видеонаблюдения, приобретены измерители скорости с фотофиксацией "БИНАР" (5,6 млн рублей).На проведение ремонтных и благоустроительных работ в учреждениях бюджетной сферы города израсходовано 33,8 млн рублей.Плановые мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных учреждениях образования, социального обеспечения населения и культуры  выполнены на сумму более 1 млн рублей.На мероприятия по развитию физической культуры и массового спорта в текущем году израсходовано 10,2 млн рублей, в том числе профинансировано участие губкинцев в спортивных и спортивно-массовых мероприятиях разного уровня, учебно-тренировочных мероприятиях по различным видам спорта, приобретены спортивный инвентарь, наградная продукция, медикаменты для организации проведения спортивно-массовых мероприятий. В области управления муниципальным имуществом выполнен ряд мероприятий, в их числе проведены кадастровые работы по формированию земельных участков муниципальной собственности, технической паспортизации объектов недвижимости, инвентаризация земель с топографо-геодезическими работами и другие. В общей сложности работы выполнены на сумму 8,5 млн рублей.В рамках благоустройства в этом году на общую сумму 11,3 млн рублей смонтированы 4 детских игровых и приобретены 3 остановочных комплекса, установлены малые архитектурные формы; выполнены работы по устройству аллеи с сетью пешеходных тропинок в Никольском сквере.Выполнены работы по благоустройству придомовых территорий и ремонту внутриквартальных проездов в микрорайонах города на сумму 81 млн рублей.Произведен ремонт проезда Агеева, тротуаров вдоль проезда Энтузиастов (мкр. 3), улицы Нефтяников (мкр. 10), проспекта Губкина (мкр. 3), участка тротуара в мкр. 3 на пересечении улицы Калинина с проездом Энтузиастов. Всего на эти цели было израсходовано 26,7 млн рублей.Для удобства горожан за счет средств бюджета установлены пандусы на объектах социальной инфраструктуры: в школе искусств № 2, эколого-эстетическом отделе "Гармония", общественной организации инвалидов "Возможности без границ" и центральной библиотеке; приобретён городской низкопольный автобус.По подготовке к осенне-зимнему периоду выполнены работы на сумму 30,7 млн рублей, в том числе модернизация системы электроснабжения мкр. 13, капитальный ремонт трансформаторной подстанции, на других объектах заменены высоковольтные выключатели (10 кВ), произведены пусконаладочные работы, заменено специальное оборудование и другое. Выполнен капитальный ремонт сетей тепловодоснабжения и отводов к жилым домам в микрорайонах №№ 12 и 14, двух подземных переходов сетей ТВС в мкр. 3 на сумму 21 млн рублей.  По программе "Жилище" предоставлены субсидии  59 молодым семьям на приобретение жилья на сумму 55 749 тыс. рублей, до конца года планируется выплатить субсидии еще 47 семьям на сумму 39 713 тыс. рублей. Всего субсидии получат 106 семей на сумму 95 462 тыс. рублей.В целом муниципальные целевые программы выполнены на сумму 198 млн рублей, или 71,3%. ЗАДАЧИРабота по повышению эффективности бюджетных расходов в Губкинском ведется с 2008 года. В настоящее время все муниципальные учреждения и предприятия обязаны выполнять программу по повышению эффективности управления муниципальными финансами города Губкинского на 2013 – 2017 годы. Ответственное и профессиональное отношение к деятельности своих учреждений, грамотное финансовое планирование, умение увязывать стратегические задачи города с имеющимися в распоряжении ограниченными ресурсами, максимальное удовлетворение необходимых потребностей жителей города в качественных муниципальных услугах – трудные задачи для руководителей муниципальных организаций. Но современные условия требуют именно такого подхода. А. ГРИВНИК,заместитель главы администрации города,начальник департамента финансов и налоговой политики