Бытует мнение, что Великая Отечественная война не коснулась территории нашего автономного округа. Это утверждение ошибочно. В Карском море произошло самое трагическое событие с одним из внутренних арктических конвоев в истории войны в Арктике.

Война у берегов Ямала

Бытует мнение, что Великая Отечественная война не коснулась территории нашего автономного округа. Это утверждение ошибочно. В Карском море произошло самое трагическое событие с одним из внутренних арктических конвоев в истории войны в Арктике. Было это семьдесят лет назад, 12 августа 1944 года в 60 милях (около 110 километров) от острова Белый. Конвой БД-5 – "Белое море – Диксон № 5" – в составе большого транспортного парохода "Марина Раскова" и трех тральщиков четырьмя сутками раньше вышел из Молотовска, ныне Северодвинска. На борту парохода находились 426 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров были военнослужащие Беломорской военной флотилии и гражданские специалисты, работавшие в системе Главного управления Северного морского пути. Пароход вез в трюме больше 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы, "Нордвикстроя" (не существующего ныне Нордвикского горнопромышленного комбината и соляных рудников) и полярных станций. Транспорт сопровождали три тральщика.Конвой обнаружила вечером и сразу же атаковала немецкая субмарина U-365. Для атаки были применены новейшие на то время самонаводящиеся акустические торпеды, которые двигались бесшумно и почти бесследно, шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели – под действием магнитного поля корабля. Поэтому моряки не сразу поняли, что это была торпедная атака – посчитали, что транспорт напоролся на мину. Взрыв был настолько мощным, что мешки с мукой выбросило из трюма через пробоину в борту на палубу парохода. Попадание торпеды вывело из строя два котла, и транспорт остановился. Спасательные шлюпки, находившиеся на правом борту, оказались разрушенными. Транспорт дал крен и стал тонуть. Но команда в борьбе за живучесть судна сумела приостановить течь и стабилизировать ситуацию.Спустя семь минут после первого взрыва торпедой был поражен тральщик Т-118, который через полчаса затонул. Уже за полночь так же погиб и тральщик Т-114, принявший на борт около 200 человек, в том числе женщин и детей. Примерно в это же время двумя торпедами был добит и затонул транспорт. Команда единственного оставшегося тральщика Т-116 сумела поднять из воды по разным данным от 145 до 180 человек – больше такой корабль принять на борт просто не мог. Сильно перегруженный тральщик ушел в Хабарово – поселок на Югорском полуострове.Но история этим не закончилась. 14 августа 1944 года началась поисково-спасательная операция, в которой участвовали экипажи ряда кораблей Северного флота и судов Главсевморпути, летчики двух военно-морских баз и Управления полярной авиации на гидросамолетах. Силами авиации был спасен 71 человек, но это опять же не единственные данные. При спасении найденных в море людей летчики действовали самоотверженно и мужественно, рискуя садиться на воду в штормовую погоду. Беспримерный подвиг совершил 23 августа экипаж гидросамолета, которым командовал подполковник М. И. Козлов. В сложных погодных условиях летчикам удалось спасти 14 человек, находившихся в баркасе, на котором за 10 дней до этого было обнаружено около 90 человек. Переполненный спасенными людьми самолет не мог взлететь, и командир двенадцать часов вел его по бушующему морю...Из 636 человек, бывших на "Марине Расковой" и торпедированных тральщиках, погиб 381. Вместе с моряками и полярниками погибли почти все женщины и все дети. В конце августа к острову Белому прибило полузатопленный кунгас с телами девятнадцати человек. Это было все, что вернуло море...                                                                                                             ***Об этом трагическом эпизоде Великой Отечественной войны шла речь 24 сентября в конференц-зале детской библиотеки на встрече с членами центрального поискового комитета проекта "Карские экспедиции". Заместитель председателя комитета А. А. Нестеров рассказал, что судьба конвоя БД-5 была засекречена долгие 60 лет. Скудную информацию о нем нашел салехардский краевед Сергей Шулинин, изучавший историю судеб ямальских героев. Организованный им комитет провел первую Всероссийскую экспедицию памяти "Карская экспедиция – 2009". В 2012 году на острове Белом была возведена мемориальная часовня-звонница с семью колоколами (на снимке). Поисковая работа приняла очень широкие масштабы. В ее ходе восстановлены имена и фамилии почти всех участников конвоя, и выяснилось, что шестеро из них ныне живы.По результатам работы комитета и проведенных поисков на ОГТРК "Ямал-Регион" создан фильм "Внутренний конвой", который можно посмотреть на сайте телерадиокомпании, а к 2015 году должен быть завершен еще один проект – в Салехарде готовится театральная постановка, основанная на тех событиях. Сейчас перед комитетом стоит задача собрать, задокументировать и увековечить свидетельства участников конвоя и спасательной операции в "Книге Памяти Ямало-Ненецкого автономного округа". Гости из окружной столицы отметили, что материалов собрано очень много, но много же и неточностей и расхождений. Проведенная же работа уже вызвала большой резонанс и привлекла ценных добровольных помощников. Например, нынешним летом руководители одной из компаний, ведущей изыскательские работы на шельфе Карского моря, предложил провести своим оборудованием съемку дна и поиск транспорта "Марина Раскова", тральщиков, которые стали для многих участников конвоя братскими могилами, и уже ожидаются первые результаты.К поисковой работе приглашаются все желающие. И следует сказать, что участники губкинской рабочей группы не просто с интересом откликнулись на предложение. Руководители и специалисты центральной библиотечной системы, Музея освоения Севера, архивного отдела администрации поделились своим опытом работы по сбору и систематизации информации и изданию книг и альманахов. Руководитель военно-патриотического клуба "Форпост" О. В. Рожков, основываясь на опыте поездок поискового отряда "Память", предложил обязательно включать в состав будущих экспедиций профессиональных журналистов, поскольку в ходе работы поисковиков теряется много моментов, которые потом нельзя ни повторить, ни срежиссировать.А в целом все участники встречи отметили огромную важность и ценность проекта для патриотического и гражданского воспитания будущих поколений.Игорь РУЖИЦКИЙ