Как ни странно, о важности работы с подрастающим поколением и насущности, злободневности проблем в этой сфере говорят не одно столетие. Сегодня эта тема по-прежнему остается одной из самых болезненных.

Шкатулка с секретом

Как ни странно, о важности работы с подрастающим поколением и насущности, злободневности проблем в этой сфере говорят не одно столетие. Сегодня эта тема по-прежнему остается одной из самых болезненных.
 
О причинах девиантного поведения подростков, методах и проблемах его профилактики спорят ученые, педагоги, психологи, специалисты социальных служб, сотрудники правоохранительных органов, проводятся научные изыскания, пишутся научные труды. Много говорится о недостаточной занятости ребят группы риска, скудном финансировании досуговой сферы (то, чем страдают многие российские регионы, в особенности провинция), о низком уровне жизни населения, о недостаточно эффективной работе органов системы профилактики, отсутствии должного взаимодействия между ними, о несовершенстве законодательной базы, порой просто связывающей по рукам тех, кто должен предупреждать, выявлять, пресекать и так далее. Безусловно, все эти факторы в той или иной степени влияют на ситуацию. Но здесь есть о чем поспорить.
В Губкинском на учете в комиссии по делам несовершеннолетних на 1 октября состоял 31 ребенок. Половина из семей со средним достатком, другая  – из вполне обеспеченных семей.
О том, что дети испытывают нужду, доедают последний кусок хлеба, говорить не приходится.
В городе созданы все условия для организации досуга и всестороннего развития детей: работают художественная, музыкальная и спортивная школы, всевозможные кружки, секции (охвачены более 20 видов спорта!), вокальные и хореографические коллективы, центры досуга, живой уголок...  Из вышеуказанных трех десятков учетников только двое нигде не заняты, все остальные где-то занимаются, причем многие не в одном кружке (секции), есть среди них достаточно успешные спортсмены со множеством регалий. Тем не менее проблемы с законом имеют место. И это повод обратить внимание на еще один фактор, имеющий отношение к профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних. Очень существенный фактор, если даже не самый главный в цепочке – семья.
Все органы системы профилактики вместе взятые могут биться, как прибой о скалистый утес, но эффекта не будет, или он будет незначительным, если есть проблемы в семье, которые сама семья либо упорно не замечает, либо не считает важными.
 
 
ДЕЛАЙ КАК Я?
Семья как дезадаптирующий фактор. Звучит кощунственно, но существование такого явления – доказанный факт. Невыполнение родителями своих функций, пренебрежение своими обязанностями чаще всего становятся причиной детской безнадзорности и противоправного поведения. И оправдать это не могут никакие экономические, социальные, политические катаклизмы, трагедии личного характера. Ценность ребенка непререкаема, формирование его личности, нравственных, моральных, этических, гражданских качеств – приоритет для каждой семьи.
Не материальный достаток должен стоять в семье на первом месте, а микроклимат – атмосфера доброты, любви и взаимного уважения. Вспомните классика педагогики А. С. Макаренко: "Счастливых детей могут создать только счастливые родители".
О чем нередко забывают взрослые – воспитание бывает не только активным, но и пассивным. Иначе говоря, мало знать, что такое хорошо и что такое плохо, мало читать детям нотации на эту тему. Все ораторские таланты, риторические тирады и веские, безукоризненно выстроенные доводы разобьются в пух и прах о реальность в виде личного поведения родителей. Осознанно или бессознательно, но дети копируют модель поведения своих близких. Крайне сложно (если вообще возможно) объяснить подростку, что алкоголь – это плохо, когда папа каждый вечер после работы прикладывается к бутылке, поясняя, что это "с устатку", "могу бросить, когда захочу", "я отработал день – имею полное право". Какие взгляды на жизнь сформируются у ребенка, которого воспитывает мать, ведущая разгульный образ жизни, и не по стечению обстоятельств, а сознательно находящаяся на иждивении у престарелых родителей?
Неблагополучие в семье может быть не только явным, но и скрытым. Внешне вполне приличная семья, с достатком, ребенок записан в десяток кружков, родители оплачивают занятия с репетиторами, строго спрашивают за оценки в школе. Казалось бы, все в порядке, но внутрисемейные конфликты, нетерпимость друг к другу, неуважительное отношение создают раздраженно-напряженную атмосферу – идеальное удобрение для выращивания на почве подросткового максимализма ребенка-оппозиционера с демонстративно конфликтным поведением.
 
 
СЕМЬЮ НЕ ВЫБИРАЮТ
Другая проблема – отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты и ласки по отношению к ребенку, жесткий контроль со стороны родителей. Такая атмосфера может ввести ребенка в состояние депривации. Этим термином психологи называют психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляются возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Отсюда – депрессии, суицидальные настроения, замыкание в себе или же агрессия, шумный, злобный протест.
Уже много лет в Губкинском действует замечательная и, что самое главное, довольно результативная программа социальной реабилитации подростков – программа лагеря труда и отдыха "Шанс": группы трудных мальчишек на каникулах возят в Абалакский мужской монастырь, где они помогают братии по хозяйству, по желанию посещают службы, ездят в Тобольск на экскурсии. Священнослужители проводят с ребятами беседы на православные темы. Впрочем, немного освоившись, подростки сами начинают любопытствовать, задают монахам и послушникам множество вопросов на разные темы – от бытовых до духовных. А каждый вечер группа собирается в круг и проговаривает все, что было в течение дня: ребята делятся впечатлениями, обсуждают какие-то события и происшествия, откровенно высказывая друг другу свое мнение. Это получается не сразу – трудно вступить в диалог, раскрыться, когда ты к этому не привык. Но дети учатся, когда такая возможность предоставляется. А с умением разговаривать они приобретают очень важные умения слушать, думать, чувствовать и понимать.
Обратите внимание: один из основных методов работы с ребятами – беседа. Почему взрослые, жалуясь, обижаясь на то, что их не слушают, не слышат, не понимают, остаются глухими и равнодушными к потребности собственных детей в общении и понимании? Только в доверительном диалоге можно нащупать проблему, найти точки соприкосновения, пути разрешения конфликта. Но родителям некогда беседы вести. Или неинтересно. Тогда о чем можно говорить? Родителям некогда и неинтересно разговаривать, детям – не интересно их слушать, да и недосуг – на улице более душевная компания.
 
 
АУ, РОДИТЕЛИ!
Беда нашего времени – разрушение института семьи, девальвация семейных ценностей. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание, развитие и социализация детей – уходит на задний план. Все чаще молодые семьи не торопятся заводить детей – "нужно пожить для себя". Позже семья, не замешанная на традиционных семейных ценностях и духовном единении, распадается, родители включаются в поиск новых партнеров, и нередко дети становятся помехой в устройстве личной жизни или используются как оружие мести против бывшего супруга. И в том, и в другом случае ребенок испытывает моральные страдания, порождающие злобу, отчаяние, желание отомстить, выливающиеся в асоциальное поведение. Как показывают психологические исследования, дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Общероссийская статистика свидетельствует, что более 50% несовершеннолетних правонарушителей – дети из неполных семей.
Каждая семья – шкатулка с секретом. Как раскрыть этот секрет? Как донести до взрослых, уже сформировавшихся людей, что они неправы и губят своих детей? Как воспитать из подрастающего поколения будущих Родителей (именно так, с заглавной буквы)? Карательными мерами и неусыпным контролем всевозможных органов за гражданами этих проблем и задач не решить. Основа основ – духовность, нравственность, культура личности, взаимоотношений, сохранение и пропаганда традиционных семейных ценностей. Нужно понять, что крушение этих столпов здорового общества несет угрозу общественной безопасности. Сегодня, к сожалению, четкого понимания грозящей опасности нет, равно как и внятной концепции преодоления культурного и духовного провала, образовавшегося в силу ряда исторических событий в нашей стране. И это – тема для широкого обсуждения.
 
Алла НАЗАРОВА