На прошлой неделе в редакции газеты "Губкинская неделя" состоялась дискуссия за круглым столом, посвященная  Международному дню толерантности (терпимости). 

Взгляд молодых на проблему толерантности

На прошлой неделе в редакции газеты "Губкинская неделя" состоялась дискуссия за круглым столом, посвященная  Международному дню толерантности (терпимости). 
 
Для участия в разговоре были приглашены представители учащейся и трудящейся молодежи. Собравшиеся обсуждали тему "Культура межнациональных отношений – условие формирования толерантного сознания молодежи".
 
Губкинский объединяет тысячи людей разных профессий, национальностей, убеждений, верований. Многие горожане, приехавшие на Ямал из других регионов России и ближнего зарубежья, за годы жизни на Севере давно уже стали местными и являются носителями особой городской культуры. Их дружеские качества, взаимопринятие и понимание национальных особенностей народов наиболее ярко проявлялись в первые годы истории нашего города, когда шло массовое освоение северных территорий: со всех концов многонационального Советского Союза сюда приехали люди разных профессий, и каждый привез с собой частичку далекой малой родины, ее традиции и обычаи.
Остаются ли теплыми взаимоотношения внутри городского сообщества сегодня? Поменялся ли микроклимат многонационального Губкинского? На эти и другие вопросы было предложено ответить собравшимся за круглым столом. Участников дискуссии также пригласили к разговору о причинах распространения  экстремизма в современной молодежной среде.
 
ПРИСМОТРИМСЯ К ЦИФРАМ
Начиная работу круглого стола, Оксана Оборовская – главный редактор газеты "Губкинская неделя" – предоставила слово гостю редакции, начальнику управления общей политики администрации города Ю. Б. Филимонову. 
Юрий Борисович ознакомил участников дискуссии с результатами ряда социологических опросов конца 2013 года, касавшихся социальной напряженности, межнациональных и межконфессиональных отношений в городе. Эти данные и сегодня не теряют своей актуальности, так как толерантность взаимоотношений претерпевает существенные изменения по многим причинам, в том числе социальным, национальным и религиозным. 
По результатам опросов порядка 47% губкинцев оценили общую ситуацию в городе как очень хорошую или благополучную, 42% опрошенных сочли ее спокойной и 11% респондентов – как напряженную или очень напряженную. По сравнению с данными по округу мнение жителей нашего города в этом вопросе более оптимистично – 20% ямальцев ответили, что считают сложившуюся ситуацию в своих городах проблемной.
Социологический опрос показал, что к одной из предпосылок, способных нарушить баланс толерантности по отношению друг к другу, относится обеспокоенность людей социальной несправедливостью. Самыми спокойными в этом отношении оказались жители Пуровского района (34%) и Лабытнанги (36%). Что касается мнения губкинцев, то 60% горожан посчитали, что достойны большего, а треть горожан выразила готовность к акциям протеста против политики властей. Кроме этого, недовольство 51% горожан вызвало засилье мигрантов, выходцев из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Проблема межнациональных отношений волнует 27% населения. 
 
ВСЁ ПОДДАЁТСЯ СРАВНЕНИЮ
Интересно также социологическое исследование, которое проводилось в конце 2012 года среди молодежи города в возрасте от 14 до 18 лет "Подростки Губкинского: жизненные ценности, направленность досуга, культурные интересы, уровень девиации". В сравнении с результатами 1998 года в 2012 году значительно возросла доля молодых людей, обращающих внимание на национальность – с 15,2% до 29,4%.
К немаловажному фактору, влияющему на терпимость в отношениях между людьми, относятся приоритеты принадлежности опрошенных к той или иной общественной группе. Для подавляющего большинства респондентов (80,6%) кровнородственные связи крайне важны, на втором месте находятся товарищи вне школы (34%), на третьем – своя страна. 
К сожалению, доля патриотически настроенных молодых горожан снижается и по последнему замеру составила 10,1%.
Все эти цифры говорят о том, что несмотря на сохранение относительного баланса во взаимоотношениях между представителями различных социальных групп, национальностей и вероисповеданий, все же существует опасность его нарушения. 
Данные опросов, которые изложил Юрий Борисович, послужили темой для последующего общения, и участники круглого стола не преминули задать ему волнующие вопросы. В частности, молодых людей интересовали причины изменения пределов толерантности и возможные меры по их урегулированию. Юрий Филимонов ответил, что существует множество факторов, способных подорвать взаимотерпимость, например, социальное расслоение, неконтролируемая миграция и неосведомленность населения об особенностях этнокультуры, обычаев и нравов других народов. 
– По противодействию экстремизму, налаживанию межнациональных, межконфессиональных отношений действуют разные государственные, муниципальные и иные программы. В деле сохранения дружественных отношений между представителями разных национальностей и религий очень любопытным мне показался опыт муравленковцев, – поделился мыслями выступавший. – В этом городе, где проживают представители разных народов, исповедующих ислам, существует практика проведения совместных встреч. На них горожане представляют свои национальные блюда и обычаи, проводят дискуссии для поисков решения возникающих противоречий.
В продолжение темы о проблемах толерантности Оксана Оборовская озвучила результаты социологического исследования среди старшеклассников округа, которые обсуждались на прошедшем недавно совещании по межнациональным вопросам при губернаторе ЯНАО.
В каждом муниципалитете были заданы вопросы о том, какие действия, по мнению подростков, можно считать экстремистскими, слышали ли они о каких-либо организациях или объединениях в городе, которые поддерживают идеи экстремизма, знают ли они о неформальных молодежных группах в своих учебных заведениях, придерживающихся националистических идей. 
Настораживает, что 7% старшеклассников слышали о подобных организациях и объединениях, поддерживающих экстремистские идеи, 56% ответили, что узнали о них из разговоров с друзьями, 8% слышали и о неформальных молодежных группах, поддерживающих националистические идеи.  
Интересно, что по мнению подавляющего большинства ямальских школьников, к экстремистским действиям относится террористический акт, а преступления на национальной и религиозной почве, призывы к социальной расовой, религиозной розни набрали меньшее число голосов опрошенных. 
Отвечая на вопрос о том, могут или не могут быть оправданы действия радикально настроенной молодежи, 9% ребят высказались положительно, 37% посчитали, что они не могут быть оправданы никогда. В случае отсутствия угрозы наказания 6% опрошенных полностью согласились бы на участие в акциях экстремистской молодежи, 62% подростков высказались бы против таких действий. Результаты окружного социсследования также показали, что почти половина опрошенных подростков испытывают негативное отношение к представителям некоторых национальностей.
Еще один вопрос касался лиц, которых респонденты не хотели бы видеть в качестве соседей по лестничной клетке – молодые люди в один ряд с алкоголиками и курильщиками, гомосексуалистами, сектантами поставили и выходцев из Средней Азии, с Кавказа, мусульман, представителей неформальных субкультур.
 
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИЛИ ЭКСТРЕМИЗМ?
Казалось бы, эти два слова противостоят друг другу так же, как добро и зло, хорошо и плохо. Тем не менее порой бывает сложно определить, в каком случае твои действия могут трактоваться как приверженность к крайним взглядам. 
В ходе работы круглого стола молодым людям было предложено поразмышлять над некоторыми вариантами действий и определить, признаками чего они являются: экстремизма или толерантности? К примеру, добросердечное отношение к пожилым, инвалидам и детям – это, несомненно, толерантное поведение, так же как и участие в национальных праздниках. А вот осквернение храмов или икон, призывы к убийству и избиению лиц определенных вероисповеданий – это явное проявление экстремизма. 
Некоторые сомнения  вызвал вопрос ношения национальной одежды. 
– Мне кажется, в этом случае можно говорить о толерантности, – высказалась ученица школы № 7 Анастасия Семенова. – Разве плохо носить национальную одежду? Ведь это говорит о том, что человек не стыдится своей культуры. 
– А как быть в школах, где носить национальную одежду запрещено уставом? – возразил Вадим Заугольных, учащийся СШ № 7. – Я считаю, что посещая места, где установлен общепринятый стиль одежды, следует одеваться, придерживаясь этого стиля, а в свободное время можно носить то, что хочется.
Не сразу определили участники круглого стола, к чему можно отнести такое действие, как утверждение об истинности той или иной религии. Этот факт нельзя расценивать как разжигание религиозной розни, поскольку без веры в истинность религии теряется сама сущность религиозных убеждений. Важно, чтобы не происходило навязывание людям единственно верного мировоззрения, основанного на возвеличивании одной религии и принижении остальных. Это может привести к распрям и конфликтам. 
Продолжением темы стал вопрос распространения религиозной литературы. Участники круглого стола вспомнили о представителях религиозной организации "Свидетели Иеговы", которые ходят по домам и предлагают различного рода литературу. Было высказано мнение, что такая пропаганда является признаком экстремизма, ведь она допускает вторжение в личное пространство. Другое дело, если книги и журналы хранятся и распространяются в храмах, мечетях или библиотеках. 
Юрий Борисович прояснил ситуацию. Он отметил, что в нашей стране есть несколько традиционных религий, таких как христианство, ислам, иудаизм и буддизм, но есть и нетрадиционные. К примеру, в Губкинском зарегистрированы пять религиозных организаций и групп, из которых три – нетрадиционные: свидетели Иеговы, баптисты и пятидесятники. Эти малые религиозные  группы существуют законно, но осуществляют свою деятельность в соответствии с рядом ограничений, которые в основном касаются несовершеннолетних.    
– Закон не запрещает свидетелям Иеговы с вашего разрешения приходить к вам домой и вести беседы. Но в случае, если вам нет 18 лет, то на общение с ними требуется согласие ваших родителей. У нас был опыт, когда на одном из мероприятий в учреждении культуры религиозная группа стала пропагандировать свое мировоззрение и приглашать молодежь посетить их собрание. Это действие противоречит законодательству.
Активно обсуждали участники круглого стола моменты, когда межличностные конфликты на бытовой почве превращаются в национальные, и конфликтующие стороны начинают оскорблять друг друга, используя этнические или иные личностные характеристики. 
По словам Юрия Филимонова, недоверие к той или иной национальности так или иначе есть в каждом человеке, даже если он утверждает, что является ярым интернационалистом. Это подтверждают результаты любопытного социологического исследования, проведенного среди губкинцев. Горожане ответили на вопрос "Как бы вы отнеслись к решению своей дочери (сына) связать себя узами брака с гражданином иной национальности?" Если в 1998 году к такому варианту развития событий положительно отнеслись бы 33% семей, то в 2013 году эта доля снизилась до 19%. Отрицательных ответов  было 23,3%, стало 35%. Около 20% опрошенных ответили, что относятся к таким бракам отрицательно, но в зависимости от национальности того, с кем заключается брак. В целом фактически 80% опрошенных в той или иной степени негативно воспринимают такую перспективу.
 
В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ
В ходе работы круглого стола молодые люди попытались выявить причины, которые влияют на уровень толерантности в молодежной среде нашего города. Их назвали немало: социальное расслоение общества, низкий культурный уровень, неконтролируемая миграция, отсутствие мест для совершения традиционных религиозных обрядов. В число основных причин вошли недостаточное знание культур других народов, распространение экстремистских идей в социальных сетях и средствах массовой информации, стойкие негативные национальные стереотипы, неправильное воспитание в семье.
Пример нетолерантного отношения к людям, которое закладывается с детства, привел Эмин Казымов, представитель ООО "РН-Пурнефтегаз".
– Расскажу случай, который я наблюдал в одном крупном городе.  По улице шли бабушка с внуком. Мимо проходили студенты-афроамериканцы. Как только ребята прошли мимо, мы услышали из уст пожилой женщины некорректную фразу относительно внешности этих ребят.
Эта история показывает, как легко взрослые люди могут навязать детям неверные стереотипы. Не уважать человека только потому, что он придерживается других взглядов, исповедует другую религию, говорит на другом языке, имеет другую национальность, внешность и цвет кожи – это не только признак экстремизма, но и показатель элементарного бескультурья. 
Также Эмин отметил, что не раз замечал, как представителям Кавказа грубят в магазинах или других общественнных местах. А все потому, что человек с темными волосами и бородой у людей ассоциируется с террористическими актами, войной, взрывами. 
– Сознательные выходцы с Кавказа и из Средней Азии осуждают безнравственное поведение своих земляков, ведущих аморальный образ жизни. Мы стараемся бороться с таким поведением, ведем активную работу с помощью определенных групп в социальных сетях (от редакции: в студенческие годы в Архангельске Эмин руководил региональным отделением Азербайджанской молодежной организации России). Хорошо действует практика организации встреч молодежи с достойными и успешными людьми – выходцами из южных регионов, с которых можно брать положительный пример. 
Говорят, определение проблемы – это первый шаг на пути к ее решению. Разговор за круглым столом помог собравшейся молодежи не просто выявить проблемные моменты во взаимоотношениях молодых жителей нашего многонационального города, но и обозначить варианты их решения. 
К примеру, студентка филиала УдГУ Ирина Коваленко высказалась о необходимости проведения в образовательных учреждениях города тематических дней по изучению культуры других народов. Если учесть тот факт, что в Губкинском проживают представители около 60 различных национальностей, подобных мероприятий хватило бы на целый год. 
Опытом проведения тематических дней азербайджанской культуры поделился Эмин Казымов. Он отметил, что при организации такого рода мероприятий не следует забывать о национальной кухне. Возможность попробовать традиционные блюда тех или иных народов добавляет празднику настроения и делает общение между гостями более приятным. Также Эмин рассказал об одной из школ Архангельской области, в которой при содействии областного министерства по региональной политике и местному самоуправлению создан Центр межнациональной дружбы. В этот центр приезжают представители различных диаспор для общения со школьниками, там проводятся встречи и мероприятия, главная цель которых – познакомить учащихся и местных жителей с культурой различных национальностей. 
Еще один фактор, который, по мнению участников круглого стола, влияет на уровень толерантности – это распространение негативной информации в СМИ и сети Интернет. Участники круглого стола долго дискутировали на эту тему. Многие согласились со словами учащегося школы № 7 Вадима Заугольных:
– Бороться с неправдой очень тяжело, но мы имеем возможность перепроверить любую информацию. При наличии огромного количества различных источников в том же самом Интернете это не должно составить большого труда. 
Своим мнением поделилась и учитель истории школы № 7 Зарина Шайхинурова. 
– Благодаря сегодняшним технологиям мы можем в день создавать по две – три странички на сайтах и писать там, что угодно. Никакие органы власти не успеют их "закрыть". И мы прекрасно понимаем, что детей в подростковом возрасте не останавливают запреты, а даже наоборот. Поэтому важно с ранних лет воспитывать детей, прививать правильные ценности. Если у меня эти ценности есть, то, когда я смотрю, читаю и слушаю, я отсеиваю ненужную информацию и учу этому своих друзей.
Следующие слова Зарины Ришатовны стали достойным завершением разговора за круглым столом:
– В XXI веке мы находимся на перепутье. Эпоха информационных технологий превращает нас в экспериментаторов, и в этом нет ничего плохого. Но хочется верить, что благодаря многонациональной культуре, богатейшей истории нашей страны мы со временем придем к определенным ценностям. Главное, чтобы каждый задал себе вопрос: что для него по-настоящему ценно и какой он хочет видеть свою страну в будущем? 
 
Подготовили Лидия ЦЫВЕНКО и Анжела БЕЛКИНА