В наградном листе от 21 июля 1945 года перечисление боевых подвигов и заслуг летчика Александра Евстафьевича Звягина заняло два листа. Из резюме: "...Достоин правительственной награды –звания "Герой Советского Союза".

Отважный лётчик, Рабочий с большой буквы

В наградном листе от 21 июля 1945 года перечисление боевых подвигов и заслуг летчика Александра Евстафьевича Звягина заняло два листа. 
Из резюме: "...Достоин правительственной награды –звания "Герой Советского Союза".
 
На его счету 152 успешных боевых вылета, 24 уничтоженных фашистских танка и 54 автомашины с грузами и вражескими солдатами, 217 повозок, 17 артиллерийских минометных точек и столько же тягачей, 25 вагонов... И это еще не весь перечислительный ряд. Неоднократно самолет Звягина подбивали, но каждый раз профессионал благополучно возвращал машину в расположение своей части (удивительно, но он всю войну прошел без единого ранения!). 
За годы войны Александр Евстафьевич был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, лейтенанту Александру Евстафьевичу Звягину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Родом А. Звягин с Ямала, из поселка Нанги. Еще до войны семья Звягиных перебралась в Тобольск, потом – в Тюмень, где, окончив 9 классов, Александр записался в аэроклуб. В мае 1941 года будущего героя призвали на службу в армию, а через месяц началась война...
Окончив в 1942 году Омскую военную авиационную школу пилотов, старшина Звягин стал добиваться отправки на фронт (после учебы его направили в запасной авиаполк). С октября 43-го начался боевой путь молодого летчика, и уже через месяц с небольшим командир подписал первый наградной лист:
"...12. 12. 43 г. при штурмовке мотомеханических войск противника в районе Мирчи (село в Житомирской области) группа самолетов была атакована четырьмя МЕ-109 (модификация немецкого истребителя "Мессершмитта"). Один МЕ-109 атаковал ведущего группы. Умелым маневром тов. Звягин зашел в хвост истребителю и... сорвал атаку, чем спас жизнь ведущему группы. В результате воздушного боя самолет был сильно поврежден... с подбитым мотором тов. Звягин... перетянул линию фронта и вынужденно произвел посадку на фюзеляж, чем спас жизнь экипажа..."  Уже на следующий день отважный летчик сделал три боевых вылета, уничтожил 5 единиц техники, две цистерны с горючим и около двух десятков солдат и офицеров.
Александр Евстафьевич принимал участие в освобождении Киева, Житомира, Винницы, Черновцов, Львова, восточных районов Польши. Особенно отличился в Карпатской операции. Боевой путь закончил участием в освобождении столицы Чехословакии Праги. 
После войны герой служил в Мурманске, в 1960 году ушел в отставку и поселился в Херсоне, где всю жизнь проработал крановщиком на судостроительном заводе. Рабочий с большой буквы, человек глубоких патриотических убеждений, искренне любящий свою Советскую Родину, – таким он запомнился знавшим его людям.
Не так давно в архивах херсонского телевидения нашли запись 1963 года – маленькую кинозарисовку, героем которой был крановщик А. Е. Звягин. Героя, ушедшего из жизни больше 20 лет назад, снова показали на экранах в цикле программ "Херсонский хронограф". 
 
Видеозапись можно найти на сайте: www.mycity.kherson.ua в разделе "Херсонский хронограф" (1963 г., 2 серия, 2 часть).
 
Подготовила Алла НАЗАРОВА